МОСКВА, 18 ноября 2004 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел серию исследований об особенностях автомобильного рынка России. Выяснялось отношение к автомобильным торговым центрам и общие предпочтения населения при покупке автомобилей.
Согласно исследованиям ВЦИОМ в крупнейших городах России, москвичи гораздо больше, чем жители других мегаполисов, расположены к покупкам автомобиля именно в автосалоне. Если москвичи покупают машину в автосалоне в 68% случаев, то петербуржцы только в 36%, а в среднем по другим городам России в 31% случаев. Причем если речь идет о новой иномарке, то москвичи уже в 72% случаев приобретают ее именно в автосалоне.
Исследование среди московских владельцев иномарок (целевую группу составили автомобилисты со средним и высоким достатком) показало, что у потенциальных покупателей имеется большой интерес к мультибрэндовому автомобильному супермаркету. 62% от всех опрошенных готовы посетить такой автомобильный центр, причем 34% из них - неоднократно.
87% автовладельцев с высокими доходами в целом проявляли больше решимости хотя бы раз посетить такой центр. Однако наиболее часто собираются посещать автомобильный торговый центр владельцы иномарок со средним ежемесячным доходом (15 000 – 30 000 руб. на одного члена семьи). Среди них хотят побывать в автомобильном торговом центре не менее одного раза около половины опрошенных - 47%.
Центр автомобильной торговли в глазах москвичей – место, в котором можно реализовать, прежде всего, практические интересы. Более всего поездка в автомобильный торговый центр связана с такими целями, как: покупка запчастей (для 35%), знакомство с новыми моделями и марками автомобилей (29%), автосервис и техническое обслуживание (23%). Для каждого пятого автомобильный гипермаркет мог бы стать местом выбора автомобиля для покупки.
Мужчины продемонстрировали больший индивидуализм в плане посещения автоцентра. Они собираются съездить туда в одиночку (43%) или с другом (21%). С женой в торговый центр собрались 19% владельцев новых иномарок, со всей семьей – 17%. У женщин доминирующая позиция – посещение с супругом (38%). Муж играет роль советчика, консультанта, гида по маркам автомобиля.
Респонденты выступили в качестве проектировщиков инфраструктуры центра. С большим отрывом от остальных позиций были выбраны следующие: продажа запчастей (39%), продажа аксессуаров к машинам и средств ухода за ними (37%), продажа автомобилей (32%). Следующую позицию занимают номинации «автосервис и техобслуживание» (24%) «площадка для тест-драйва» (20%) и «кафе» (18%).
Особенности предпочтений российских автовладельцев
- Среди москвичей позволить себе два автомобиля могут 6%, среди петербуржцев и жителей других городов только 2%.
- В Москве больше тех, кто может себе позволить один автомобиль. В столице их 38%, в Петербурге - 25%, и в других городах России 29%.
- Москвичи могут позволить себе покупать новые автомобили. Более половины покупок в Москве приходится на новые машины (57%). Тогда как в Петербурге – 33%, в среднем по другим городам России - 34%.
- Москвичи в большей степени расположены покупать дорогие автомобили. Что касается остальной России, то в Петербурге 24%, а в других городах России 32% обошлись при покупке автомобиля менее чем 3000 у.е. Среди москвичей таких нашлось лишь 6%.
- Тех, кто совершенно определенно не собирается покупать машину в ближайшие четыре года, в Москве меньше, чем в других городах - 47%. в Петербурге их 52%, в других городах России – 59%.
- Автомобилисты Москвы предпочитают покупать новые машины. Каждый пятый планирует приобрести новую машину - 21%. В Петербурге тех, кто собирается покупать новый автомобиль 14%, в других городах России 15%.
- Московские автовладельцы менее других склонны покупать отечественные автомобили. Только 11% планируют приобретение отечественных автомобилей. Среди петербуржцев 12%, среди жителей других городов – 23%.
Особенности предпочтений московских автовладельцев
- Московские мужчины чаще сообщают, что их машина подержанная, чем женщины. В этом признаются 53% мужчин. У женщин обратная картина: 66% респонденток заявили, что их машина новая.
- Мужчины намного чаще покупают машины у знакомых и родственников: 25% против 14% среди женщин.
- Среди тех, кто обладает автомобилем и хотел бы в течение ближайшего года поменять авто, две трети составляют женщины. Это не значит само по себе, что женщины так и поступят, но подтверждает известный маркетинговый факт, что женщины более «нетерпеливы» и склонны чаще обновлять предметы потребления.
- Чем младше москвичи, тем больше у них автомобилей. 41% москвичей в возрасте младше 35 лет признаются, что машины у них нет. В возрастных группах 35-54 года и свыше 55 лет - соответственно 49% и 81%.
- Зато респонденты в возрасте 35-54 года по сравнению с «молодежью» на 10% чаще покупают новые автомобили: в 62% случаев.
- Более половины респондентов старше 35 лет не собираются менять авто, по крайней мере, в ближайшие 4 года. В возрастной группе до 35 лет такой ответ дали всего 39% респондентов.
- Респонденты старше 55 лет более склонны колебаться в своем выборе: свыше 80% представителей этой группы, намеренных приобрести автомобиль, пока не знают какой – отечественный или иномарку.
- Почти половина покупающих новый автомобиль делают это в автосалоне. Еще 19% - у официального дилера.
- Подержанные автомобили покупают, главным образом, на рынках (50%) и у знакомых (32%).