МОСКВА, 8 октября 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, знают ли россияне о грядущих изменениях условий финансово-хозяйственной деятельности школ и как относятся к этой инициативе.
Об изменении финансово-экономических условий деятельности общеобразовательных школ в той или иной степени известно уже почти половине россиян (47%): 10% хорошо информированы об этом, 37% - что-то слышали. Наиболее осведомленными оказываются дальневосточники (74%), жители средних городов (62%), высокообразованные респонденты (60%). Половина наших сограждан об этом нововведении узнала в ходе опроса (50%). Новостью оно стало в основном для селян (57%) и малообразованных россиян (76%).
Россияне традиционно настороженно встречают новые правила финансово-экономической деятельности школ: большинство опрошенных пока отрицательно относится к нововведению (61%). Такое отношение свойственно, в первую очередь, малообеспеченным респондентам (65%). Главная причина такого отношения - существование в обществе ошибочного понимания инициативы, а именно трактовки ее как перехода на платное образование. Отсюда и возникают два главных контраргумента нововведения: представление о возможном снижении уровня грамотности населения из-за невозможности «платить за обучение» (30%), а также тезис о том, что общее образование в принципе должно быть бесплатным (21%). Кроме того, высказываются опасения по поводу снижения качества образования (14%), повышения уровня коррупции в школах (9%), социального расслоения среди детей (6%), утраты возможности контроля над финансовой деятельностью школ (4%).
Каждый десятый россиянин, в свою очередь, положительно воспринимает эту инициативу (11%). Наиболее положительно относятся к изменению условий финансово-экономической деятельности школ активные пользователи сети Интернет (16%) и высокообразованные россияне (15%). Причем в пользу инициативы россияне, в первую очередь, приводят такие тезисы, как необходимость поддержки учителей в трудный социально-экономический период (29%). Кроме того, 23% убеждены, что благодаря такому шагу повысится качество образования (23%). Среди прочих аргументов - расширение выбора предметов и форм обучения (14%), повышение ответственности за образование - как со стороны учителей (11%), так и со стороны родителей (4%), и самих учеников (4%), а также возможность индивидуального обучения (1%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 18-19 сентября 2010 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.