МОСКВА, 30 января 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о заведениях фастфуда.
Фастфуд шагает по стране |
Заведения фастфуда занимают значительное место в современной культуре потребления. Они предлагают быстрый и доступный способ питания, что особенно актуально в условиях динамичной жизни, когда время — один из самых ценных ресурсов. В последние 15 лет фастфуд уверенно завоевывал российское общество, активно интегрируясь в привычную жизнь: сегодня 78% россиян говорят, что в их населенном пункте есть заведения быстрого питания, в 2010 г. таковых было заметно меньше (50%). В том числе значительно увеличилось число тех, кто говорит о большом количестве заведений фастфуда в своем населенном пункте, — с 30% в 2010 г. до 50% в 2025 г. Еще 24% отметили, что таких заведений немного (+8 п.п. к 2010 г.). Только 15% опрошенных указали, что в их городе, селе нет ничего подобного (−24 п.п. к 2010 г.).
Главный фактор распространения заведений фастфуда — урбанизированность, чем больше размер населенного пункта, тем больше там заведений быстрого питания. В мегаполисах (обе столицы и миллионники) о большом количестве таких точек питания заявили 86-89%, тогда как в сельских территориях — только 17%. На осведомленность, по-видимому, влияет и возраст. Среди зумеров и младших миллениалов говорят, что в их населенном пункте есть много мест, где можно перекусить фастфудом, 66% и 78% соответственно. Этот показатель среди представителей старших поколений ощутимо ниже (34% и 26% в поколениях застоя и оттепели соответственно).
Фастфуд — дело молодых! |
Наряду с ростом числа заведений фастфуда растет и их посещаемость. Сегодня шесть из десяти россиян (62%) с разной периодичностью бывают в таких местах, за 15 лет показатель вырос двукратно (2010 г. — 30%). При этом только за последние три года рост составил 12 п.п., а значит, тренд не угасает.
Треть россиян посещает заведения быстрого питания не чаще раза в месяц (35%, +21 п.п. к 2010 г. и +7 п.п. к 2022 г.), еще 14% бывали там 1-2 раза, а 13% бывают раз в неделю и чаще (+8 п.п. к 2010 г.).
Аудитория фастфуд-заведений представлена преимущественно молодыми россиянами, среди зумеров и младших миллениалов еженедельно посещают их почти треть (30-32%). Гораздо чаще здесь можно встретить граждан с хорошим материальным положением (22% еженедельных посетителей vs. 9% в группе с плохим материальным положением) и жителей мегаполисов (22-26% еженедельных посетителей). С возрастом растет доля россиян, которые никогда не бывали в точках быстрого питания (77% в поколении оттепели vs. 8% среди зумеров). Показатель также увеличивается по мере снижения численности населенного пункта (среди сельчан никогда не были в заведениях фастфуда 49%, среди жителей мегаполисов — 23-26%).
|
В целом полученные данные указывают на явную и устойчивую тенденцию к росту популярности фастфуда в российском обществе. За последние 15 лет наблюдается значительное увеличение как числа заведений, так и числа посетителей фастфуда. Особенно выражена эта тенденция среди молодежи и жителей мегаполисов, что подчеркивает их ключевую роль в формировании спроса на быструю и удобную еду.
Быстро и вкусно…. |
Почему же россияне любят заведения фастфуда? Во-первых, это быстро и удобно (в сумме 79% ответов). Этот определяющий фактор: фастфуд экономит время (40%), особенно когда лень или некогда готовить (13%) или ты находишься в дороге, далеко от дома (9%), на работе (3%) или нужно быстро перекусить (6%), поесть фастфуд — это довольно простой вариант (8%).
Второй фактор выбора — вкус и качество (в сумме 29% ответов). Посетители заведений фастфуда отмечали, что еда там вкусная (16%), качественная (4%), сытная и большой выбор блюд (4%), к тому же иногда попросту хочется вредной еды (5%).
Для части посетителей заведения фастфуда — возможность приятно провести время с близкими, сменить обстановку (в сумме 16% ответов). Так, 7% ходят туда с детьми, внуками, 4% — с друзьями или на праздники, 3% — из интереса, развеяться, а 2% идут за хорошим обслуживанием и сервисом.
Ценовой фактор (11%) звучит в ответах реже, доступность быстрого питания оказалась не так важна для посетителей. Это же касается и территориальной доступности (в сумме 10% ответов).
Быстрота, удобство и вкус — доминирующие мотивы выбора заведений фастфуда во всех возрастных группах. Но молодежь заметно чаще говорит об экономии времени (53% и 63% среди зумеров и младших миллениалов соответственно) и о том, что лень готовить (21% и 19% соответственно).
|
…но дома вкуснее! |
Не посещают заведения фастфуда чаще те, кто предпочитают домашнюю еду, а «быстрая» еда им попросту не нравится (46%). Немаловажным оказался и фактор здорового питания: часть респондентов в этой группе отметили, что фастфуд — вредная еда, им предпочтительнее здоровое питание (20%). Довольно часто в ответах речь шла о недоверии точкам быстрого питания и качеству приготовленных там блюд (18%). Еще 12% сообщили, что им неинтересно такое питание. То есть отказ от фастфуда — это преимущественно сознательный выбор в пользу домашнего или здорового питания.
Другие причины, такие как отсутствие по месту жительства точек фастфуда (15%), высокая стоимость (10%) и невозможность их посещения в силу возраста или по состоянию здоровья (9%), звучат в ответах заметно реже.
Бургер 18+ |
Недавно в Госдуму была внесена инициатива о запрете продажи фастфуда несовершеннолетним аналогично тем ограничениям, которые сейчас действуют на табак и алкоголь. Россияне разделились на две равные группы по отношению к этой инициативе: 41% готовы ее поддержать и ровно столько же не готовы; еще 13% ответили, что им все равно.
Среди сторонников запрета выше процент женщин (45%), граждан с неполным средним образованием (58%), жителей села (55%) и Северо-Кавказского округа (57%), активных телезрителей (67%). С возрастом готовность поддержать запрет только растет: если среди зумеров и младших миллениалов таковых 13-16%, то в поколении оттепели — уже 66%.
Противников запрета отличают юный возраст (50-65% среди зумеров и миллениалов), проживание в мегаполисах (55-56%) и активное потребление интернета (56%).
Наличие поблизости заведений фастфуда и опыт их посещения также оказывают влияние на отношение к инициативе запрета продажи фастфуда несовершеннолетним. Поддерживают запрет чаще те, кто не бывал в таких местах (58%) и у кого рядом их нет (60%). Те же, кто сам посещает точки быстрого питания как минимум раз неделю и у кого рядом таких заведений много, в основном выступают против ограничений (65% и 54% соответственно).
«Фастфуд является реакцией на ускорение социальных процессов. Высокие темпы жизни вынуждают искать пути для оптимизации временных затрат, в том числе на приготовление и прием пищи. Показательно, что мужчины гораздо чаще практикуют поглощение еды в таком формате и реже выступают за ограничения продаж фастфуда (что в целом восходит к традиционному гендерному распределению обязанностей). При этом влияние фастфуда на функционирование института семьи оценивается неоднозначно. С одной стороны, это возможность избавления от ежедневной обременяющей нагрузки по приготовлению пищи. Однако есть и точка зрения, что потребление фастфуда приводит к изменению внутрисемейных ролей – и отдельные эксперты усматривают в этом даже угрозы для существования семьи как таковой.
Если же говорить об инициативе по ограничению продаж фастфуда подросткам, то можно обратить внимание также на альтернативные возможности для решения проблемы. Во-первых, если мы говорим о нормативно-правовом регулировании, важны дефиниции, четкая классификация категорий еды, относящейся к фастфуду. Во-вторых, это повышение информированности подростков и молодежи о принципах здорового питания, важности их соблюдения для поддержания привлекательной формы (чему придается особое значение в этом возрасте). В-третьих, особую роль в формировании культуры питания играют школьные столовые – многое зависит от представленного в них рациона. В-четвертых, сегодня появляется много новых производителей фастфуда, философия которых основывается именно на приготовлении полезной и здоровой пищи. Стимулирование деятельности такого бизнеса будет способствовать более активному распространению практик, способствующих изменению пищевых привычек не только среди школьников, но и среди всех групп населения. И, наконец, культура питания – это один из важных принципов здорового образа жизни, а это, в свою очередь, философия, основанная на осознанном подходе к формированию своих привычек, расстановке приоритетов. Решить задачу по формированию установок, направленных на сохранение и развитие своих внутренних ресурсов, гораздо сложнее, чем вводить ограничительные практики. Однако именно системная и комплексная работа в данном направлении позволит обеспечить желаемые долгосрочные эффекты».
Перейти к странице эксперта