Аналитический обзор
Фото:
Наука

ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ФОРМАТА В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Электронно-библиотечные системы - популярный и востребованный формат получения литературы среди студентов. Основные требования к таким системам - бесплатный и неограниченный доступ (как по времени, так и по месту использования).
Фото:
Коротко о главном
  • ЭБС – один из самых популярных источников получения учебной литературы, наряду с интернет-сайтами и вузовскими библиотеками
  • Опыт использования ЭБС есть у 73% опрошенных, 94% из которых оценивают его как положительный
  • 93% студентов поддерживают подключение их ВУЗа к ЭБС
  • По мнению опрошенных, доступ к ЭБС должен быть бесплатным, без ограничений по времени и месту использования
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • ЭБС – один из самых популярных источников получения учебной литературы, наряду с интернет-сайтами и вузовскими библиотеками
  • Опыт использования ЭБС есть у 73% опрошенных, 94% из которых оценивают его как положительный
  • 93% студентов поддерживают подключение их ВУЗа к ЭБС
  • По мнению опрошенных, доступ к ЭБС должен быть бесплатным, без ограничений по времени и месту использования

МОСКВА, 28 августа 2012 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты исследования, посвященного отношению студентов к электронным библиотечным системам и перспективам использования такого формата.

Электронно-библиотечные системы (ЭБС) являются сегодня одним из самых популярных источников получения учебной литературы среди студентов (ими пользуются 73% опрошенных), наряду с Интернет-сайтами (ими пользуются 98% респондентов) и вузовскими библиотеками (74% берут книги на дом, 84% получают на руки учебники перед началом семестра).

По сравнению с вузовскими и городскими специализированными библиотеками, электронно-библиотечные системы вузовских библиотек считаются наиболее современным способом получения информации (95%).  Они также выигрывают по критерию скорости получения необходимой литературы (90%) и доступности (89%). С точки зрения наличия нужной литературы, ЭБС, по мнению 85% студентов, не уступают классическим библиотекам.

Личный опыт пользования ЭБС имеют 73% опрошенных студентов, причем большинство из них оценивают его положительно (94%). Негативно отзывались о своем опыте работы с такими системами только 4%.

Подключение их ВУЗа к электронно-библиотечным системам поддерживает абсолютное большинство опрошенных (93%), причем значительная часть выразила безоговорочную поддержку этой инициативе (70%).

Основными преимуществами ЭБС, с точки зрения участников опроса, являются возможность круглосуточного доступа к учебным материалам (77%), экономия времени (73%), удобство использования (70%), а также возможность получения материалов для дальнейшей работы с ними, возможность одновременного доступа ко многим источникам (63%), наличие большего числа источников по сравнению с обычной библиотекой (57%). Что касается недостатков, то здесь упоминаются прежде всего технические моменты (38%) и сложность восприятия информации с экрана компьютера (31%). При этом 20% отметили, что никаких недостатков в работе ЭБС нет.

Большинство пользователей ЭБС намерены продолжать обращаться к этим системам и в дальнейшем (96%). Но и среди тех, кто не применяет сегодня этот способ получения учебной литературы, 80% намерены стать пользователями этой услуги. Позитивная перспектива пользования ЭБС подтверждается и тем фактом, что студенты предпочитают именно электронный формат учебной литературы традиционному (45% против 18% соответственно).

Что касается предпочтений в формах доступа к ЭБС, то здесь наиболее желательным является вариант, при котором пользоваться системой можно в любом месте без ограничений (за это выступают 83%). Кроме того, участники опроса выступают за полностью бесплатное предоставление доступа к ЭБС для студентов при оплате доступа вузами (89%). Наконец, 94% опрошенных сочли, что доступ к ЭБС должен осуществляться непрерывно на протяжении всего периода обучения.

Согласно представлениям большинства опрошенных, в электронно-библиотечные системы должны быть включены учебники и учебные пособия для студентов ВУЗов (98%), научные монографии (91%) и научные журналы из утвержденного Перечня российских рецензируемых научных журналов (90%).

С точки зрения студентов, принявших участие в исследовании, ЭБС должны предусматривать возможность индивидуального доступа к содержимому из любой точки, в которой есть выход в Интернет (97%). Кроме того, 95% высказались за возможности полнотекстового поиска по содержимому, 93% - за доступ к зарубежным научным журналам, 90% - за возможность одновременного индивидуального доступа к содержимому системы всех обучающихся. Значительно меньше тех, кто поддерживает обязательность формирования статистического отчета по пользователям (61%).

Согласно представлениям большинства участников опроса,   в ЭБС должно быть представлено более 5000 наименований учебников и учебных пособий  (так считают 74%).

Опрос ВЦИОМ проведен 2-17 августа 2012 7.Опрошено 1600 студентов ВУЗов регионов РФ, в которых введены электронно-библиотечные системы (ЭБС).

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07