МОСКВА, 6 февраля 2014 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные об экономической ситуации в стране.
Экономические настроения россиян
Более двух третей россиян (71%) сегодня удовлетворительно оценивают материальное положение своей семьи. Индекс оценок материального положения демонстрировал положительную динамику как до 2009 года (с 34 до 53 пунктов в 2005-2008 годы), так и после (с 44 до 67 пунктов в 2009-2012 годы). В начале 2014 года значение показателя также остается на высоком уровне (65 пунктов).
Наши сограждане стали намного позитивнее смотреть и на свою жизненную ситуацию: за последние 5 лет доля тех, кто благоприятно оценивает свое положение увеличилась с 22% в 2009 до 38% до в 2013 году. Одновременно снизилась доля респондентов, претерпевающих трудности - с 64% в 2009 до 51% в 2013 году.
Нынешнее экономическое положение страны россияне чаще оценивают как «среднее» (58%). Индекс оценок экономической ситуации на протяжении последних лет изменялся с широкой амплитудой колебаний: в 2005-2008 годы вырос с 15 до 52 пунктов, сильно потерял позиции в кризисный год (19 пунктов), затем снова укрепил свое положение (с 19 до 47 пунктов в 2009-2012 годы), а сегодня остановился на отметке 36 пунктов. При этом три четверти россиян (77%) выбирают для себя стратегию экономии: из них 62% экономят постоянно, а 15% начали это делать лишь недавно. Самыми бережливыми являются женщины (80%), люди преклонного возраста (85%), жители сел (85%). Каждый пятый россиянин (20%) не считает нужным «ужимать» свои траты.
Потребительские планы россиян
Россияне гораздо выше стали оценивать свою покупательскую способность: если в 2004 году в среднем 40% респондентов сетовали на то, что денег хватает только на покупку продуктов, то в 2014 году эта доля значительно уменьшилась в и составила 22%. Также в 2 раза увеличилось число опрошенных, не испытывающих проблем с приобретением одежды и мелких покупок (с 32% в 2004 году до 60% в 2014 году). 15% наших сограждан сегодня могут без труда купить телевизор, холодильник, предметы мебели.
Более трети россиян (37%) в конце 2013 года считали благоприятной обстановку для совершения крупных покупок. Эта доля незначительно изменилась за прошедшие 4 года (35% в 2009 году). В свою очередь, 49% респондентов пока предпочитают воздерживаться от больших трат: это, прежде всего, пожилые люди (55%), жители средних городов (55%) и респонденты с низкими доходами (63%). В прошлом году основные траты наших сограждан пришлись на покупку мобильных телефонов (15%), ремонт квартир (11%), приобретение компьютеров (7%), телевизоров, стиральных машин, путевок (по 6%), автомобилей (5%), видеокамер (5%), холодильников (4%). А в 2014 году россияне, в первую очередь, планируют потратить часть накоплений на проведение ремонта (16%) и поездку на отдых (12%).
В случае нехватки средств на единовременное приобретение дорогих товаров, учебу, отпуск, лечение и т.д. одна треть россиян, вероятнее всего, откажется от всех расходов (35%), а другая – постарается «ужаться», но все же накопит необходимую сумму (32%). Четверть опрошенных (25%) предпочтет в таком случае занять недостающие деньги.
Вклады и сбережения россиян
Доля респондентов, сообщающих, что имеют сбережения, остается практически неизменной на протяжении последних лет: это, по-прежнему, не более чем треть респондентов (34% в 4 квартале 2013 года). Накопления есть, преимущественно у людей старше 45 лет (38%), респондентов с высоким достатком (54%). По данным на конец 2013 года сбережений не было у 62% наших сограждан. Для справки, согласно данным на январь 2014 года, сумму меньше 318.321 руб. россияне сбережениями вообще не считают. Каждый третий респондент (35%) признался, что собирается делать сбережения в ближайшее время. Чаще других предполагают делать накопления москвичи и петербуржцы (42%), высокообразованные респонденты (39%). В свою очередь, более половины опрошенных (57%) не планируют откладывать деньги в ближайшем будущем.
Копить деньги, в первую очередь, россияне стали бы на покупку квартиры или дома (29%), «на черный день» (28%) и просто «про запас» (25%). Также наши сограждане могли бы начать откладывать деньги на лечение (18%), образование (13%), отдых и развлечения (13%), на покупку автомобиля (11%) или других дорогих вещей (9%). Каждый десятый участник опроса (10%) готов делать сбережения на случай потери работы. 6% опрошенных не стали бы делать накопления ни на какие цели. В целом, за последние 4 года планы респондентов на то, как потратить свои сбережения, не изменились.
Вкладов в банках нет у большинства россиян (71%). О наличии определенных сумм, хранящихся в банковских учреждениях, заявили только 28% респондентов. В прошедшие годы ответы на аналогичный вопрос распределялись практически так же. Пожилые люди (38%) и граждане с высокими доходами (37%) чаще хранят деньги в банках, чем молодежь (18%) и люди с низким достатком (18%).
Большинство наших сограждан, имеющих сбережения, хранят их в национальной валюте (40%). В долларах и евро держат свои деньги лишь 5% и 3% респондентов, соответственно. Люди старше 60 лет чаще, чем молодые люди от 18 до 24, хранят свои накопления в рублях (45% и 35%, соответственно). В будущем более половины наших сограждан (63%) также предпочли бы хранить сбережения в рублях. За годы после начала мирового кризиса процент респондентов, давших аналогичный ответ, практически не изменился. Российскую валюту чаще выбирают женщины (67%), жители средних городов (74%), пожилые респонденты (77%). Десятая доля всех респондентов (10%) отдала предпочтение евро, а 9% опрошенных - доллару.
Самым надежным способом вложения денег для наших сограждан на протяжении нескольких лет остается покупка недвижимости (54% в конце 2013 года), для сравнения в 2008 году так считали 47% респондентов. Четверть респондентов (25%) открыли бы счет в Сбербанке. 21% опрошенных выбрали бы покупку золота или драгоценностей, а 14% предпочли бы делать накопления в рублях и хранить их дома.
Курс валют
В конце 2013 года ответы респондентов на вопрос о том, следят ли они за курсом доллара, разделились практически поровну. Так, 49% наших сограждан интересовала эта информация, а 50% опрошенных признались, что не отслеживают данные валютного курса. Сопоставимые данные были получены и в предыдущие годы. Наиболее регулярно проверяют обменный курс респонденты с высоким доходом (23%), москвичи и петербуржцы (19%), люди среднего возраста (17% 35-44-летних).
Большинство россиян ни в 2011, ни в 2013 году (74% и 77%, соответственно) не намеревались предпринимать никаких специальных действий в случае дальнейшего роста курса доллара. Среди респондентов, занимающих активную позицию по этому вопросу, 9% поменяли бы рубли на доллары, а 6% вложили деньги в недвижимость.
Мнение россиян о позициях рубля по отношению к доллару и евро в середине 2013 года было неоднозначным: 39% опрошенных отмечали ослабление национальной валюты, а 34% не наблюдали существенных колебаний курса. В середине прошлого года одна треть респондентов прогнозировала снижение курса рубля (34%), а другая – сохранение прежних позиций (38%).
По прошествии 10 лет наши сограждане стали гораздо меньше переживать по поводу роста американской валюты (29% в 2013 году против 62% в 2002 году). Этот вопрос волнует, в первую очередь, людей средних лет (34% 35-44-летних), высокообразованных (34%), москвичей и петербуржцев (38%), респондентов с высоким достатком (37%).
Работа
В 2013 году вероятность потери работы респондентам стала казаться более реальной: соответствующий индекс вырос с 34 пунктов (4 квартал 2012) до 40 пунктов (4 квартал 2013 года). Таким образом, показатель вышел на уровень кризисного значения (41 пункт в конце 2008 года). Согласно последним данным, 41% опрошенных считает увольнение возможным, но маловероятным. В свою очередь, пятая доля участников опроса (21%) практически не допускает возможности потери работы. В наименьшей степени увольнения опасаются москвичи и петербуржцы (29% из них оно представляется практически невозможным), в наибольшей – жители других городов-миллионников (14%).
Несмотря на то, что угроза потери работы представляется респондентам более серьезной, чем год назад, уверенность в возможности равноценного трудоустройства после увольнения остается достаточно высокой: индекс трудоустройства в конце 2013 года был зафиксирован на отметке 49 пунктов (таким образом, показатель вернулся к значению 4 квартала 2008 года – 50 пунктов). Респонденты неоднозначно оценивают свою возможность трудоустройства в случае потери работы: 30% опрошенных полагают, что найдут равноценную работу без особых проблем, а 34% предполагают возникновение серьезных трудностей в связи с необходимостью трудоустройства.
Актуальность проблемы безработицы для россиян за последний год также выросла: соответствующий индекс прибавил 19 пунктов (с -41 в 2012 до -22 в 2013 году). Это произошло на фоне роста доли респондентов, чьи знакомые потеряли работу (с 28% до 37%). И напротив, меньше стало тех, в чьем кругу нет безработных (с 69% до 60%). При этом тема безработицы стала менее злободневной для наших сограждан: доля тех, кто обсуждает ситуацию на рынке труда с родными, друзьями или коллегами, за последний год снизилась с 40% в конце 2012 до 34% в конце 2013 года. Согласно данным за 4 квартал 2013 года, 50% опрошенных не слышали разговоров на тему «безработицы» в кругу своих близких.
*Индекс самооценок материального положения - показывает, как россияне оценивают материальное положение своей семьи, и рассчитывается как разница положительных и средних оценок и отрицательных оценок. Значение индекса может колебаться в диапазоне от -100 до 100 пунктов. Положительное значение индекса свидетельствует о том, что неплохие оценки доминируют над плохими, нулевое значение фиксирует баланс неплохих и плохих оценок. Чем выше значение индекса, тем больше респонденты довольны материальным положением семьи.
**Индекс оценок экономической ситуации – показывает, как россияне оценивают экономическую ситуацию в стране, и рассчитывается как разница положительных и средних оценок и отрицательных оценок. Значение индекса может колебаться в диапазоне от -100 до 100 пунктов. Положительное значение индекса свидетельствует о том, что неплохие оценки доминируют над плохими, нулевое значение фиксирует баланс неплохих и плохих оценок. Чем выше значение индекса, тем лучше респонденты оценивают экономику.
***Индекс вероятности увольнения демонстрирует субъективный прогноз респондентов относительно вероятности потери работы. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы считаете, есть ли вероятность того, что в ближайшие 2-3 месяца Вас уволят, или такой вероятности нет?». Ответам присваиваются коэффициенты от 0,9 до 0,1. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более пессимистичны прогнозы респондентов.
****Индекс трудоустройства демонстрирует субъективную оценку респондентов ситуации на рынке труда. Индекс строится на основе вопроса: «Если Вы потеряете работу, как Вы думаете, легко ли Вам будет найти равноценную работу?». Ответам присваиваются коэффициенты от 0,1 до 0,9. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более пессимистичны прогнозы респондентов.
*****Индекс демонстрирует актуальность проблемы безработицы. Показатель рассчитывается как разница положительных и отрицательных ответов на вопрос «Есть ли среди Ваших близких, знакомых люди, которые потеряли работу в течение последних 2-3 месяцев?». Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем выше актуальность проблемы для респондентов.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 18-19 января 2014 г. Также приведены данные опросов 2004-2013 гг. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.