Аналитический обзор
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Общество

Экзамен сдан? Адаптация школьного образования к пандемии

Более половины опрошенных учителей считают, что в условиях пандемии образовательные учреждения справились с подготовкой выпускников к ЕГЭ и ОГЭ. К вынужденному изменению порядка итоговой аттестации выпускников в 2021 году большинство педагогов относятся положительно.
Фото:
Коротко о главном
  • В том, что российским школам удалось обеспечить качественную подготовку выпускников к государственной итоговой аттестации, убеждены 62% учителей.
  • Отмену ЕГЭ для не планирующих поступление в вузы поддержали 79% педагогов, отмену ЕГЭ по базовой математике — 56%.
  • Учителя положительно относятся к проведению мероприятий, направленных на снижение у выпускников тревожности в преддверии ЕГЭ (71%).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • В том, что российским школам удалось обеспечить качественную подготовку выпускников к государственной итоговой аттестации, убеждены 62% учителей.
  • Отмену ЕГЭ для не планирующих поступление в вузы поддержали 79% педагогов, отмену ЕГЭ по базовой математике — 56%.
  • Учителя положительно относятся к проведению мероприятий, направленных на снижение у выпускников тревожности в преддверии ЕГЭ (71%).

МОСКВА, 23 мая 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные онлайн-опроса российских учителей об обучении и подготовке к итоговой аттестации выпускников в пандемийный и постпандемийный период.

По мнению большинства учителей, российские школы смогли обеспечить качественную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) в условиях пандемии (62%). Треть опрошенных считают, что образовательным учреждениям этого сделать не удалось (33%).

К вынужденному изменению порядка итоговой аттестации выпускников в период пандемии педагоги относятся положительно. Отмену единого государственного экзамена (ЕГЭ) для школьников, не планирующих поступление в вузы, поддержали 79% учителей, не разделяют этого мнения 18%. Отмену ЕГЭ по математике базового уровня положительно оценили 56% респондентов при 36% тех, кто против. Примечательно, что среди преподавателей технических и точных наук доли, поддерживающих и не поддерживающих отмену экзамена по математике базового уровня, разделились практически поровну: 47% и 49% соответственно.

Учителя также хорошо осведомлены о работе, направленной на снижение тревожности и стресса у выпускников в преддверии ЕГЭ. Более половины участников опроса встречали информацию о проведении информационно-разъяснительных мероприятий на разных площадках: в образовательных учреждениях (68%), в социальных сетях (65%), на внешних площадках в офлайн- и онлайн-формате (62%). Среди учителей старшей школы информированность о подобных мероприятиях (марафонах, публичных выступлениях, открытых уроках и др.) заметно выше (73%, 71% и 67% соответственно). Поддерживают их проведение 71%, а 5% не поддерживают. Еще 24% затрудняются с ответом.

В целом педагоги высоко оценивают деятельность Рособрнадзора, связанную с организацией и проведением государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (70%), и контролем за ее проведением (71%). Неудовлетворительные оценки по обоим направлениям деятельности дали только 16% опрошенных.  

с 25 по 30 марта 2022 г.

Всероссийский онлайн-опрос по заказу Российского союза молодежи

632 опрошенныхВ опросе приняли участие 632 учителя образовательных организаций (начальной, средней и полной ступеней образования) во всех федеральных округах и всех типах населенных пунктов.

Метод опроса — онлайн-опрос по целевой выборке.

Для данного типа выборки ошибка выборки не определялась.

-

В условиях пандемии коронавируса мы живем уже два года. Учебные учреждения переводились на дистанционное обучение. Сейчас в некоторых регионах сохраняется ряд мер по профилактике заболеваемости коронавирусом и проведению государственной итоговой аттестации.
 

Как Вам кажется, в школе/лицее/гимназии, где Вы работаете, смогли или не смогли в условиях пандемии обеспечить ученикам качественную подготовку к сдаче государственной итоговой аттестации (ГИА)?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Однозначно смогли

16

Скорее смогли

46

Скорее не смогли

25

Однозначно не смогли

8

Затрудняюсь ответить

5

В целом как Вы оцениваете введение следующих правил государственной итоговой аттестации, принятых в условиях эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19? Отмена обязательной сдачи ЕГЭ для выпускников, не планирующих поступать в вузы

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Однозначно положительно

37

Скорее положительно

42

Скорее отрицательно

15

Крайне отрицательно

3

Затрудняюсь ответить

3

В целом как Вы оцениваете введение следующих правил государственной итоговой аттестации, принятых в условиях эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19? Отмена ЕГЭ по математике базового уровня для выпускников 11-х классов, планирующих поступать в вузы

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

К какому типу наук относится Ваш профильный предмет (по которому у Вас больше всего учебных часов)?

Социально-гуманитарные науки

Естественные науки

Технические и точные науки

Однозначно положительно

24

23

26

28

Скорее положительно

32

36

35

19

Скорее отрицательно

27

27

20

32

Крайне отрицательно

9

7

12

17

Затрудняюсь ответить

8

7

7

3

Приходилось ли Вам встречать информацию о проведении информационно-разъяснительных мероприятий, направленных на снижение тревожности и стресса накануне ЕГЭ: информационные марафоны, паблик-токи (публичные выступления), открытые уроки, мероприятия с экспертами и школьниками? В Вашей школе/гимназии/лицее офлайн/онлайн

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

 

Укажите, в каких классах образовательных учреждений Вы преподаете в текущем учебном году?

 

Все опрошенные

1–4-й классы

5–9-й классы

10–11-й классы

Да, встречал(-а) такую информацию

68

65

68

73

Нет, не встречал(-а) такую информацию

23

26

24

21

Затрудняюсь ответить

9

9

8

6

Приходилось ли Вам встречать информацию о проведении информационно-разъяснительных мероприятий, направленных на снижение тревожности и стресса накануне ЕГЭ: информационные марафоны, паблик-токи (публичные выступления), открытые уроки, мероприятия с экспертами и школьниками? На внешних площадках, организованных офлайн/онлайн

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

 

Укажите, в каких классах образовательных учреждений Вы преподаете в текущем учебном году?

 

Все опрошенные

1–4-й классы

5–9-й классы

10–11-й классы

Да, встречал(-а) такую информацию

62

58

64

67

Нет, не встречал(-а) такую информацию

24

27

24

21

Затрудняюсь ответить

14

15

12

12

Приходилось ли Вам встречать информацию о проведении информационно-разъяснительных мероприятий, направленных на снижение тревожности и стресса накануне ЕГЭ: информационные марафоны, паблик тока (публичные выступления), открытые уроки, мероприятия с экспертами и школьниками? В социальных сетях

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

 

Укажите, в каких классах образовательных учреждений Вы преподаете в текущем учебном году?

 

Все опрошенные

1–4-й классы

5–9-й классы

10–11-й классы

Да, встречал(-а) такую информацию

65

62

67

71

Нет, не встречал(-а) такую информацию

22

25

21

19

Затрудняюсь ответить

13

13

12

10

Вы поддерживаете или не поддерживаете проведение таких информационно-разъяснительных мероприятий, направленных на поддержание благоприятного эмоционального фона в преддверии ЕГЭ?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Однозначно поддерживаю

42

Скорее поддерживаю

29

Скорее не поддерживаю

4

Однозначно не поддерживаю

1

Затрудняюсь ответить

24

Пожалуйста, оцените работу Рособрнадзора по следующим направлениям деятельности: работает хорошо или плохо? Организация и проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Хорошо

23

Скорее хорошо

47

Скорее плохо

13

Плохо

3

Затрудняюсь ответить / Ничего не знаю об этом

14

Пожалуйста, оцените работу Рособрнадзора по следующим направлениям деятельности: работает хорошо или плохо? Контроль за проведением государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Хорошо

24

Скорее хорошо

47

Скорее плохо

12

Плохо

4

Затрудняюсь ответить / Ничего не знаю об этом

13

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07