Сектор малого и среднего бизнеса занимает пятую часть экономики страны по объему ВВП, а по числу занятых на него приходится чуть больше трети всех занятых в экономике. Cектор МСП важен, так как, с одной стороны, способствует формированию сервисной экономики, а с другой — открывает возможности для трудовой и творческой самореализации тем гражданам страны, которые, по разным причинам, не смогли или не захотели «найти себя» в государственном, корпоративном и некоммерческом секторах. Фокус настоящего доклада направлен на индивидуальных предпринимателей в возрасте 14-35 лет. На наших глазах в бизнес приходят представители «поколения Z» («зумеры», 2001–2010 г.р.) и «поколения Альфа» (2010–2025 г.р.), тогда как доля миллениалов (1982–2000 г.р.) постепенно снижается. Происходит не просто омоложение класса предпринимателей, а связанная с поколенческим сдвигом трансформация подходов к ведению бизнеса, изменение взглядов на взаимосвязи бизнеса и образования, бизнеса и государства.
В рамках данного доклада освещаются два главных вопроса:
1. Молодые люди, которые сегодня мечтают о собственном бизнесе и прилагают усилия к его созданию, — могут ли они осуществить свои мечты?
2. Как сделать так, чтобы тот, кто хочет и может быть предпринимателем, получил на уровне школы / вуза / СПО те навыки и знания, которые помогут ему выстроить успешное и прибыльное дело, способствующее развитию у нас в стране полноценной сервисной экономики?
Открыть бизнес в России сегодня стало проще, чем раньше, однако, довольно сложно его «удержать на плаву». Дело не только в сложной экономической конъюнктуре, но и в том, что зачастую молодым предпринимателям не хватает «мягких» и «твердых» навыков ведения бизнеса. Выживаемость новых бизнесов, по оценкам экспертов, пока довольно низкая и составляет только около 7 лет. Сами предприниматели подтверждают, что по мере развития бизнеса им начинает остро не хватать все новых знаний и компетенций. В этой связи особое внимание мы обратили на институты образования. Каких именно компетенций и качеств не хватает новому поколению российских предпринимателей? Почему так происходит?
Что можно сделать, чтобы исправить ситуацию? В докладе рассмотрены важные составляющие этой проблематики:
• Представим авторскую сегментацию на основе мотивов к занятию предпринимательством и поймем, чем молодежное предпринимательство является сегодня — творчеством, попыткой внедрить собственные идеи или альтернативным путем для тех, кто не нашел себя на рынке труда;
• Покажем роль внутренних и внешних стимулов в становлении молодого предпринимателя;
• Рассмотрим, как институты образования (в первую очередь, вузы) влияют на воспитание предпринимательских качеств в молодом человеке;
• Выявим потребность в мерах господдержки, информированность и отношение к текущим мерам господдержки, в том числе в контексте предпринимателей-студентов.