МОСКВА, 21 июня 2005 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные об отношении россиян к новой системе поступления в высшие учебные заведения, когда вступительные экзамены в вузы заменяются (либо дополняются) Единым государственным экзаменом (ЕГЭ), сдаваемым в школе.
Три четверти россиян (77%) что-то знают о ЕГЭ, из них 48% знают о новой форме сдачи государственных экзаменов из СМИ, а 29% знают из рассказов родственников, знакомых либо уже сами сталкивались с ней непосредственно. Отмечают, что приходилось иметь дело с этой системой самим или членам их семей, 40% респондентов 18-24 лет. Наименее известен ЕГЭ в Москве и Санкт-Петербурге: здесь с ним сталкивались на практике 22% респондентов, тогда как в других городах - от 29 до 33%. При этом среди столичных жителей 61% отметили, что знают о новой системе поступления в вузы только из СМИ (за пределами столиц - не более 50%). Еще меньше информированы о ЕГЭ сельские жители: среди них 24% указали, что ничего не знают об этой системе (в Москве и Санкт-Петербурге - только 14%).
К замене вступительных экзаменов в вузы на ЕГЭ, сдаваемый в школе, относятся скорее позитивно 40% опрошенных, скорее негативно - 26%. Но процесс постепенного распространения ЕГЭ не ведет к повышению лояльности россиян к этой системе, а скорее напротив, разочаровывает их. Доля тех, кто отнесся к этой идее «целиком положительно», по сравнению с сентябрем 2003 г. сократилась более чем вдвое - с 23 до 11%. Почти настолько же увеличилось число затруднившихся выразить свое отношение к системе ЕГЭ - с 11 до 21%. В Москве и Санкт-Петербурге доля противников ЕГЭ уже незначительно превысила сторонников (+32% и -34%). В других населенных пунктах отношение к новой системе более позитивно.
Затруднились отметить преимущества ЕГЭ 39% опрошенных (от 25% в группе 18-24-летних до 62% - в группе от 60 лет и старше). Наиболее важными положительными аспектами новой системы россияне считают обеспечение равных возможностей для одаренных учеников из регионов для поступления в престижные вузы страны (25%); упрощение процедуры поступления в вузы (21%), а также уменьшение коррупции на стадии поступления в вузы (19%, среди респондентов 18-24 лет - 27%). Приближение российского образования к общепринятым международным стандартам отметили 14% опрошенных. Стандартизацию оценки знаний по стране в целом, снижение субъективности в оценках знаний учеников и абитуриентов, улучшение качества подготовки и знаний учащихся указывали реже - по 7% респондентов. Респонденты из крупных городов (24%) чаще столичных жителей (18%) акцентируют внимание на возможном в связи с ЕГЭ уменьшении коррупции на стадии поступления в вузы.
Главные риски при переходе к ЕГЭ, полагают опрошенные - нивелирование индивидуальных особенностей учащихся (24%), формальность, поверхностность проверки знаний учащихся (22%, в группе 18-24-летних - 30%), усиление коррупции при сдаче экзаменов в школе (22%). Реже отмечается утрачивание традиций и особенностей российской школы (16%), ухудшение качества подготовки и знаний учащихся (12%), снижение роли учителя при оценке знаний учеников (11%), углубление различий между вузами с точки зрения контингента учащихся (6%). Москвичи и петербуржцы чаще прогнозируют усиление коррупции при сдаче экзаменов в школе (35%), утрату российской школой своих традиций и особенностей (24%), реже - ухудшение качества подготовки и знаний учащихся (8% по сравнению).