МОСКВА, 27 июня 2006 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, на какие положительные и отрицательные изменения указывают россияне в связи с введением Единого государственного экзамена.
Уровень информированности россиян о ЕГЭ возрос в 77% в 2005 г. до 83% в 2006 г. Как и год назад, респонденты знают о нём в основном благодаря средствам массовой информации – 55%, ещё 28% отмечают, что с этой системой сталкивались они сами или члены их семьи. В неведении относительно этой формы сдачи экзаменов остаются 16% опрошенных. Наибольшую заинтересованность в этом вопросе демонстрируют опрошенные, у которых в семье есть несовершеннолетние дети или внуки (в этой группе 86% знают о ЕГЭ, тогда как среди остальных респондентов – 78%).
Если бы респонденты могли выбирать, то предпочтение обычным экзаменам по прежней системе отдали бы 45% из них (среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга больше – 52%). Сторонники ЕГЭ составляют 31%. Затрудняются с выбором 24%.
Важный аргумент в пользу ЕГЭ – возможность поступить в вуз без дополнительного экзамена. Эту возможность положительно оценивают 43% респондентов (среди молодёжи 18–24 лет большинство – 59%). Отрицательно относятся к замене вступительных экзаменов в вуз Единым государственным экзаменом в школе 22% опрошенных. Ещё 16% затрудняются с оценкой, год назад таких ответов было больше – 21%.
Среди позитивных изменений в отечественном образовании с переходом на ЕГЭ респонденты отмечают, прежде всего, обеспечение равных возможностей для талантливых выпускников школ из регионов поступать в лучшие вузы страны (26%) и упрощение процедуры поступления в вузы (23%). Выражается надежда и на то, что с введением ЕГЭ уменьшается коррупция на стадии поступления в вузы, а также российское образование приблизится к международным стандартам (18–19%). Менее значительным общественному мнению представляется влияние ЕГЭ на стандартизацию оценки знаний, снижение субъективизма в оценках (12–13%) и, тем более, на повышение качества подготовки и знаний учащихся (8%). За истекший год на 9% сократилась доля респондентов, затрудняющихся отметить положительные сдвиги в связи с введением ЕГЭ, соответственно увеличились значения других вариантов ответа.
В числе негативных изменений с переходом на Единый государственный экзамен респонденты указывают, прежде всего, на неспособность новой системы учитывать индивидуальные особенности учеников (28%). Усиление коррупции в школе прогнозируют 22% опрошенных. Немалое число респондентов беспокоит и то, что оценка знаний становится формальной, поверхностной (20%), что российская школа теряет свои особенности (18%). За год с 36% до 27% сократилось число затрудняющихся определённо высказаться по поводу рисков ЕГЭ. Одновременно возросла доля тех, кто опасается стирания индивидуальных особенностей учащихся (с 24% до 28%) и снижения роли учителя в оценке знаний ученика (с 11% до 16%),