Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото:
Образование

Единый госэкзамен: досужие разговоры - против личного опыта выпускников, их родителей и учителей

Фото:
Коротко о главном
  • Выпускники, их родители и учителя существенно лучше относятся к Единому госэкзамену, чем те, кто с ним не сталкивался
  • Те, кто испытал ЕГЭ на себе - считают такую систему оценки знаний более предпочтительнее по сравнению с традиционной
  • абсолютное большинство опрошенных удовлетворены результатами поступления в ВУЗ на основе ЕГЭ
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Выпускники, их родители и учителя существенно лучше относятся к Единому госэкзамену, чем те, кто с ним не сталкивался
  • Те, кто испытал ЕГЭ на себе - считают такую систему оценки знаний более предпочтительнее по сравнению с традиционной
  • абсолютное большинство опрошенных удовлетворены результатами поступления в ВУЗ на основе ЕГЭ

МОСКВА 24 сентября 2009 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел две волны исследований на тему отношения к ЕГЭ в целевых группах (учителя, выпускники школ и их родители), а также общероссийский опрос, посвященный этой тематике. В пресс-релизе представлены данные о том, как изменяются установки участников исследования после получения реального опыта сдачи Единого экзамена и как отличается мнение о нем представителей целевых аудиторий и населения России в целом. 

Отношение к ЕГЭ в целевых группах

Две волны исследования наглядно свидетельствуют об увеличении количества учителей, выпускников школ и их родителей позитивно относящихся к ЕГЭ. С июня по август число сторонников нововведения среди учителей увеличилось с 54 до 58%. Аналогичная тенденция наблюдается и в других целевых группах. Так, среди выпускников уровень одобрения ЕГЭ вырос с 39 до 44%, среди их родителей - с 37 до 43%.

Учителя, старшеклассники и их родители обладают бóльшим объемом объективной информации о данной форме оценки знаний, нежели население страны в целом.  Причем в ходе сдачи экзамена и подачи его результатов в приемные комиссии ВУЗов, уровень информированности еще более вырос. Так, родители стали чаще воспринимать ЕГЭ как совмещенный выпускной и вступительный экзамен (71% против 66%), учителя - как форму выпускного экзамена (30% против 25%),  а ученики - как государственную аттестацию (25% против 18%) и как итоговую аттестацию (24% против 18%).

ЕГЭ - или экзамены по прежней системе?

Замену вступительных экзаменов в ВУЗы поступлением в них по результатам ЕГЭ одобряет абсолютное большинство представителей целевых групп: 63% родителей, 70% учителей и 71% выпускников, - в то время как среди населения в целом таковых лишь треть (31%).

Большинство учеников, родителей и учителей уверены: легче сдавать ЕГЭ, чем выпускные и вступительные экзамены по отдельности. Причем, по сравнению с июнем, в августе убежденность в этом возросла, главным образом, у учителей (с 66 до 75%) и родителей выпускников (с 56 до 63%).

Плюсы и минусы Единого экзамена

Если говорить в целом, положительные изменения, связанные с переходом на ЕГЭ, более очевидны для самих выпускников, их родителей и учителей. Как и в июне, главным «плюсом» Единого экзамена участники исследования признают упрощение поступления в ВУЗ (49-51% во всех целевых аудиториях и 22% - среди населения в целом). В том, что ЕГЭ дает возможность одаренным ученикам из регионов поступить в престижные ВУЗы страны, уверен каждый второй учитель - 48% (по данным общероссийского опроса этот показатель составляет 18%). На уменьшение коррупции указывают только 16% россиян, при этом среди выпускников, их родителей и учителей этот показатель, как и прежде, составляет 27-29%. Если говорить о динамике внутри целевых групп, то выпускники стали чаще указывать на снижение субъективности в оценках знаний учеников и абитуриентов (27% против 18% соответственно).

Мнение населения в целом и представителей целевых аудиторий о недостатках, связанных с переходом на ЕГЭ, различается. В то время как население в целом считает главным «минусом» ЕГЭ формальную проверку знаний учащихся  (29%) и потерю традиций российской школой (28%), в самих целевых группах на первом плане - снижение возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся (48-62% против 20% по выборке в целом). Стоит также отметить, что выпускники, их учителя и родители менее склонны указывать на ухудшение качества подготовки учащихся, нежели респонденты по всей России и на усиление различий между ВУЗами с точки зрения учащихся (9-13% в целевых группах против 21% по общероссийской выборке). Внутри целевых групп значительных подвижек по оценке минусов, вызванных переходом на ЕГЭ, не произошло (между двумя волнами исследования), за исключением изменившегося мнения родителей о роли учителя в данном процессе (о снижение роли учителя теперь говорит 31% преподавателей, в сравнении с 21% в июне).

Удовлетворенность результатами поступления

Абсолютное число опрошенных абитуриентов и их родителей ответили, что они (или их дети), сдав Единый государственный экзамен, поступили именно в тот ВУЗ, в который хотели (75% и 78% соответственно). А 7% ребят поступили, по их оценкам, в более солидный вуз, чем они изначально рассчитывали. Поступили в другой вуз, аналогичный тому, в который планировали 8% бывших школьников. Этим показателям соответствуют и процент удовлетворенных результатами поступления  - 82% среди учащихся и 80% среди родителей.

Оценивая новую форму поступления в вузы, 11% выпускников и 13% родителей отметили, что столкнулись с какими-либо трудностями в ходе этого процесса. При этом абсолютное большинство респондентов считает, что наиболее удобной формой подачи документов в вуз является личная подача документов в приёмную комиссию - 69% учеников, 54% учителей и 70% родителей. От 25% до 30% респондентов в изучаемых целевых группах поддержали бы инициативу введения такой формы подачи документов в вуз, как заполнение электронной формы в сети Интернет.

Опрос целевых аудиторий (выпускников, учителей, родителей) проведен в два этапа: первая волна - с 12 июня (после получения выпускниками результатов ЕГЭ по русскому языку и математике), вторая волна - с 21 августа (после зачислений в ВУЗы). Опрошено 1200 человек (по 400 человек в каждой целевой группе). 

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 27-28 июня 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07