МОСКВА, 23 сентября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса россиян на тему дружбы.
Дружеский портрет |
«Друг познается в беде», — гласит старинная пословица. Пожалуй, именно она наиболее емко отражает общественные представления о дружбе в нашей стране. Согласно сентябрьскому опросу, друг в понимании россиян — это в первую очередь верный, надежный и преданный человек, который всегда поддержит и никогда не оставит в трудную минуту (61%). Для кого-то друг — единомышленник, разделяющий взгляды и интересы (16%), человек порядочный, честный, бескорыстный (11%) и проверенный временем (7%). В числе конкретных примеров друзей россияне называли члена семьи, родственника, сослуживца, соседа (8%).
Друзей много не бывает |
Согласно полученным результатам, у абсолютного большинства россиян есть в окружении те, кого можно назвать друзьями (83%), с годами этот показатель остается почти неизменным (2013 г. — 80%, 2023 г. — 79%), чего нельзя сказать о круге общения. Если в 2013 г. россияне в среднем дружили с четырьмя людьми, в 2023 г. — с шестью, то сегодня число друзей выросло до восьми. То есть за 11 лет «дружеский состав» увеличился вдвое.
О том, что россияне активизировались в поиске друзей, говорит и рост числа тех, кто за последние два-три года обзавелся новыми знакомствами: сегодня таких 40% (в группе тех, у кого есть друзья), что почти в 1,5 раза больше в сравнении с 2013 г. (29%). По словам опрошенных, их дружеское окружение за последние несколько лет в среднем пополнилось семью новыми знакомствами. Столь высокое значение может одинаково свидетельствовать как о коммуникативных навыках россиян, желании и умении быстро налаживать контакты и заводить друзей, так и о готовности называть другом хороших приятелей и знакомых. Как было показано выше, понятие друга весьма субъективно, называться таковым с одинаковым успехом может родственник или сослуживец. Другими словами, вполне допустимо, что в ответах россиян речь скорее идет не о новых друзьях, а о новых знакомствах, которые могут перерасти в нечто большее.
Большая часть опрошенных по-прежнему предпочитает дружить с людьми, проверенными временем: по словам 56% россиян, имеющих друзей, ни одного нового друга за последние два-три года у них не появилось (−8 п.п. с 2013 г.).
Наличие друзей обусловлено многими факторами. В их числе возраст, уровень образования и материального положения, а также место проживания. Лучше всего дружить получается у молодых людей 18-24 лет (окружены друзьями 97%), россиян с высшим и неоконченным высшим образованием (88%) и хорошим достатком (87%), проживающих в обеих столицах, нежели сельской местности (90% vs. 77%). Эти же группы (за исключением высокообразованных) можно отнести и к наиболее общительным: за последние два-три года новыми друзьями обзавелись 76% молодых людей 18-24 лет (т.е. вдвое больше, чем по выборке в целом, — 40%), каждый второй опрошенный с хорошим материальным положением (48%) и житель Москвы и Санкт-Петербурга (48%).
Пользование Всемирной сетью также повышает шансы найти друзей. О наличии последних заявили девять из десяти активных интернет-пользователей (89% vs. 69% активных телезрителей). Что касается новых знакомств, то ими могут похвастаться 44% «интернетчиков» и только треть любителей телевидения (32%).
Богатые тоже… дружат! |
Экономический капитал конвертируется в социальный. По-видимому, этим объясняется среднее число друзей и новых знакомств у хорошо обеспеченных россиян — 11 и 9 соответственно. А может, дело в их готовности и возможности уделять время своим друзьям? Согласно полученным данным, «богатые» россияне, имеющие друзей, почти в половине случаев общаются с ними на ежедневной основе (46%).
Всегда на связи! |
Частота общения россиян с друзьями остается высокой: три четверти опрошенных, имеющих друзей, поддерживают с ними связь регулярно — не реже одного-двух раз в неделю (74%, 2013 г. — 78%, 2023 г. — 73%), в том числе 38% — практически ежедневно. Еще 17% общаются с друзьями раз-два в месяц, 6% — еще реже.
Больше всего времени своим друзьям уделяет молодежь 18-24 лет — 61% в этой группе общаются с ними на ежедневной основе. По мере взросления интенсивность дружеской коммуникации снижается: в соседней группе 25-34-летних показатель опускается до 46%, среди россиян постарше колеблется от 30% до 36%.
Когда дружба сходит на нет |
Несмотря на то что дружба входит в топ-5 наиболее важных ценностей для россиян, жизненные обстоятельства порой складываются так, что приходится прекращать дружеские отношения. За последние 11 лет доля россиян с подобным опытом выросла с 44% до 68%. Основная причина осталась неизменной — уход друга из жизни (24%, 2013 г. — 20%). Сходит дружба на нет и из-за переезда (8%), предательства (7%), различий во взглядах на жизнь и ссор, недопонимания (по 5%).
Не сталкивались с потерей друзей четверть наших сограждан (24%), вдвое меньше в сравнении с 2013 г. (50%).
Дружбе все возрасты покорны? |
Согласно полученным результатам, дружить во взрослом возрасте становится сложнее — большую часть времени отнимают работа, семья и ежедневные заботы. С выходом на пенсию круг общения вовсе сужается, уходят из жизни друзья детства и молодости, из-за чего пожилые люди могут страдать от одиночества. По данным ВЦИОМ от 2021 г., именно старшее поколение 60+ лет чаще других испытывает одиночество на постоянной основе (7% vs. 2-4% среди россиян помладше).
В ходе сентябрьского опроса на тему дружбы 44% россиян в возрасте 60 лет и старше признались, что пережили смерть друзей. Как результат, представители старшего поколения реже других могут похвастаться не только наличием друзей (75% vs. 80-97% в других возрастных группах), но и новыми знакомствами (33%). Впрочем, заводить новых друзей становится проблематично и для россиян помладше: 35-59-летние в этом вопросе также проигрывают более общительной молодежи (33-36% vs. 48-76% среди 18-34-летних).
«Похоже, слухи о смерти дружбы в нашем холодном мире «текучей современности» сильно преувеличены. В «лихие девяностые» ценность дружбы сильно упала, и еще в начале нулевых годов мы видели, что среднее число друзей у опрошенных россиян сильно упало. Произошло сжатие социальных связей, в тяжелые времена не один «друг оказался вдруг и не друг!». Затем по мере восстановления социального порядка и общей стабилизации жизни стали восстанавливаться и дружеские отношения.
В десятых годах новая угроза дружбе пришла уже со стороны виртуального мира. Наши дети «заболели» интернетом и соцсетями, ушли из дворов в виртуальную жизнь. Спустя еще десятилетие стало понятно, что виртуальность не подрывает потребность в дружбе - хотя, возможно, и влияет на ее формы и содержание. По крайней мере, сегодня мы видим, что новое поколение россиян хочет и любит дружить. Насколько это у них получится - покажут новые исследования».