Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото:
Медиа

Доверие к СМИ и политическая власть

Фото:
Коротко о главном
  • Высокий уровень доверия средствам массовой информации в современной России во многом определяет ее политическую жизнь. Позиция СМИ влияет на настроения и мнения граждан не в меньшей мере, чем сама окружающая их реальность.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Высокий уровень доверия средствам массовой информации в современной России во многом определяет ее политическую жизнь. Позиция СМИ влияет на настроения и мнения граждан не в меньшей мере, чем сама окружающая их реальность.

МОСКВА, 12 мая 2006 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные об идейно-политических симпатиях современных россиян.

Высокий уровень доверия средствам массовой информации в современной России во многом определяет ее политическую жизнь. Позиция СМИ влияет на настроения и мнения граждан не в меньшей мере, чем сама окружающая их реальность. СМИ во многом заменяют или подменяют собой другие институты гражданского общества – политические партии, профсоюзы, объединения по интересам. Электронные СМИ обеспечивают реальное единство ценностного и информационного пространства россиян, объединяя их в виртуальную политическую нацию.

Как показывают исследования ВЦИОМ, проведенные в 2005–2006 гг., россияне, достаточно критически относящиеся к большинству институтов власти и общества, в качестве главных своих авторитетов называют Президента России и средства массовой информации. Если рейтинг одобрения деятельности В. Путина в последний год держится в пределах 72–77%, причем последние месяцы ближе в верхней планке этого «коридора», то СМИ – в целом как институт общества – стабильно занимают второе место, одобрение их деятельности колеблется в еще более устойчивых пределах 53–55%. Далее идут главы субъектов федерации с совокупным рейтингом 42–52%, местные власти (36–42%),  правительство (32–34%), обе палаты Федерального собрания (в среднем чуть более 20%), и гораздо ниже такие общественные институты  как политические партии (17–19%), профсоюзы (12–14%). В отличие от партий и профсоюзов, именно СМИ, в первую очередь, электронные, стали важнейшим механизмом, объединяющим общество, и приводным ремнем, связывающим общество и власть. Правда, скорее эта связь носит односторонний характер.

Обращает на себя внимание то, что уровень доверия СМИ теснейшим образом коррелирует с поддержкой В. Путина и связываемого с его именем политического режима в целом. Так среди тех, кто одобряет деятельность президента, уровень доверия к СМИ составляет 62%, а среди противников В. Путина только 28%. Среди электоратов ведущих политических партий самый высокий уровень доверия к СМИ среди сторонников «Единой России» – 62%. Молодые и материально обеспеченные  граждане доверяют СМИ значительно больше, чем пожилые и бедные. Главный потребитель СМИ – это новый средний класс, поддерживающий нынешнюю власть, состоящий из людей, приспособившихся к современных экономическим и социальным реалиям. Этот средний класс ориентирован скорее на позитивную, оптимистическую информацию, на развлекательные передачи, чем на серьезную аналитику, скорее на современную массовую культуру, чем традиционную и элитарную.  Нынешние СМИ полностью соответствуют данному запросу.

Сегодня аудитория СМИ – это более, чем на 75% телевизионная аудитория, и прежде всего зрители его основных каналов, ОРТ и РТР. Доля радио в информации, поступающей к большей части граждан, составляет около 15%, и лишь около 10% остаются на остальные виды СМИ – газеты, журналы, книги, Интернет. Чем же привлекают  электронные СМИ сегодняшних россиян?

Современное телевидение – это практически единственная реальная сеть, способная объединить российских граждан, удаленных друг от друга территориально, принадлежащих к разным социальным «полюсам», живущих разными экономическими и социальными укладами и измерениями. Если в 90-е годы различия в информационной политике каналов создавали вокруг них как бы «политические клубы» или «протопартии», то сегодня подобных различий не найти. Одни и те же информационные «блюда», изготовленные по сходным информационным технологиям, потребляют все слои общества. Телевидение, как и другие СМИ, во многом заменяют традиционные ниши политических партий, так как большей части граждан нет никакого дела до партийных кухонь, числа выданных партбилетов и проведенных партмероприятий. Массовая поддержка и массовые настроения определяются позицией электронных СМИ.  Именно это обстоятельство оказалось адекватно понято нынешними властями, которые, осуществляя контроль над ведущими СМИ, в значительной степени контролируют и общественные настроения. 

Итак, что же первично? Поддержка россиянами существующей власти связана не столько с позитивной оценкой ее реальных дел, сколько с ее имиджем, создаваемым электронными СМИ?  Или, напротив, одобрение деятельности нынешних СМИ является составной частью общего улучшения социально-экономической ситуации в стране? Здесь сложно найти первопричину, важно, что ценностной и культурной унификации большей части общества вполне соответствуют ценностно и культурно унифицированные СМИ. Основа этой унификации – с одной стороны, такие политические ценности, как стабильность, патриотизм,  доверие власти, которые объединяют около двух третей россиян; с другой стороны, массовая развлекательная культура, которая притягательна для тех же двух третей россиян, независимо от их социального положения и достатка. Именно поэтому электронные СМИ обеспечивают гораздо в большей степени, чем другие институты общества, реальное единство ценностного и информационного пространства россиян, объединяя их в виртуальную политическую нацию.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07