Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Depositphotos
Культура

Досуг — недосуг

Досуг россиян существенно изменился. Телевизор поглощает все остальные виды отдыха.
Фото:
Коротко о главном
  • Телевизор заменяет книги, газеты и радио, россияне стали меньше ходить кино, бары и рестораны и заниматься спортом
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Телевизор заменяет книги, газеты и радио, россияне стали меньше ходить кино, бары и рестораны и заниматься спортом

Досуг россиян существенно изменился. Телевизор поглощает все остальные виды отдыха.

26 декабря 2002 г. ВЦИОМ повторил опрос 1990 года о том, как жители нашей страны проводят свой досуг и как используют свободное время, если таковое имеется. Опрос проводился по национальной репрезентативной выборке взрослого населения России; объем выборки 1800 человек.

Различные варианты времяпрепровождения можно условно разделить на несколько тематических групп:

  • Информационный досуг – чтение газет, журналов, просмотр телевизора, прослушивание радиопрограмм;
  • Интеллектуальный — посещение театров, кинотеатров, концертов
  • Физкультурно-спортивный – занятия спортом
  • Развлекательно — тусовочный – посещение баров, дискотек, ресторанов, встреча с друзьями вне дома
  • Семейно ориентированный – занятие с детьми
  • Посещение магазинов, поход за покупками

Если говорить об информационном досуге российских жителей, то стоит отметить явно выраженное снижение процента читающих и слушающих на фоне практически не уменьшающегося числа смотрящих. Если в 1990 году ежедневно читали газеты 61% россиян, журналы — 16%, то сегодня ситуация изменилась кардинально – ежедневно читают газеты только 24%, а журналы – 7% . Лишь три четверти россиян находят время примерно раз в неделю для того, чтобы ознакомиться с газетными публикациями, и одна треть — с журнальными. На сегодняшний день практически никогда или, более того, никогда не читают журналы 27%, в 1990 году таких людей было только 9%.

Если в 1990 году доля ежедневной радиоаудитории составляла 69% взрослых Россиян, то к 2002 она сократилась до 58%. Причем на сегодняшний день практически никогда не слушают радио 18% жителей России, а 1990 году таких было только 8%.

Телевизор теперь, как и в 1990 году, остается “окном в мир”, из которого доносится “жить стало лучше, жать стало веселее…”. Ежедневная телеаудитория в настоящее время – это 87% жителей страны, в 1990 она была практически такой же — 84%.

Изменения коснулись и интеллектуального досуга – в 3 раза возросло число тех, кто вообще не посещает кинотеатры и не приобщается к просмотру новинок кинематографа, – 25% не посещавших кинотеатры выросли в 77%. Сократилось и число театралов – если в 1990 году около половины россиян хотя бы иногда выбирались в театр, то к 2002 году это число сократилось более чем в два раза и составило только 24%. Таким образом, к 43% россиян, не посещавших театры в 1990 году, в 2002 прибавилось еще 30%.

Что касается физкультурно-спортивного досуга, то новые веяния сверху о развитии физкультурно-спортивного движения пока, видимо, актуальны только на этом самом верху. Доля и без того немногочисленной группы физкультурников 1990 года – примерно пятой части опрошенных респондентов, кто занимался спортом хотя бы раз в неделю, к настоящему времени сократилась на 6%. Вместе с тем в 2002 году 70% россиян ответили, что вообще никогда не занимаются спортом, тогда как 12 лет назад таких было около 60%.

Развлекательный досуг. За последний десяток лет значительно возросло число различного рода увеселительных и развлекательных заведений (клубов, баров, дискотек), однако число их посетителей осталось на прежнем уровне и составляет около 13% (те, кто хотя бы несколько раз в год позволяет себе подобного рода времяпрепровождение). Ресторанный бизнес опять-таки развивается, становится все более разнообразным и изысканным, улучшается качество блюд и обслуживания, но вместе с тем растут цены. В результате чего не удивительно, что 80% россиян, опрошенных в 2002 году, не могут позволить себе пойти в ресторан даже один раз в год, тогда как в 1990 таких было 65%, а около трети населения хотя бы раз в год или даже чаще могли разориться на мероприятие подобного рода.

На дружеские встречи вне дома двенадцать лет ничуть не повлияли – остался на том же уровне процент людей, встречающихся с друзьями вне дома (две трети опрошенных встречаются со своими друзьями не реже, чем раз в месяц). Однако сократилось число приглашающих гостей к себе – около 11% респондентов в 2002 году ответили, что практически никогда не принимают гостей у себя, тогда как в 1990 – их было 4%.

Показателем семейного досуга является в данном случае занятия с детьми. Только 28% опрошенных в 2002 году ответили, что ежедневно или почти ежедневно занимаются с детьми, играют с ними, в 1990 на ежедневные занятия с детьми находили время 43%, и ровно наоборот — практически никогда или вообще никогда сейчас не занимаются с детьми около 40%, тогда как в 1990 – 30%.

Что же касается посещения промтоварных магазинов, то различия заметные. Если в 1990 году раз в неделю или чаще промтоварные магазины посещали 71% жителей страны, то теперь только 44%. Причем, в 1990 году только 3% от общего числа опрошенных ответили, что никогда или практически никогда не ходят в магазины такого рода, сейчас же их число возросло более чем в 4 раза и составляет 13%.

Самые малозначительные изменения в посещении продовольственных магазинов. Хотя бы раз в неделю в 1990 году за продуктами ходили 88% россиян. За 12 лет картина не изменилась – доля еженедельных посетителей магазинов составляет ровно столько же. В 1990 году ежедневно делали покупки в продуктовых магазинах 56% жителей нашей страны, сейчас же — 48%. Вероятно, эта тенденция связана с тем, что сейчас изменился стиль покупки. Россияне стали покупать продукты один раз с расчетом на целую неделю.

26 декабря 2002 г.

Всероссийский репрезентативный опрос

1800 человеквзрослого населения России

-

-

-

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07