МОСКВА, 2 апреля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса россиян о налогах.
13% — одни на всех |
Большинство доходов граждан в России облагаются по налоговой ставке в размере 13%, это одна из самых низких ставок в мире. Однако дискуссия вокруг размера налоговой ставки и прогрессивной шкалы налогообложения не прекращается. Ведь именно от этих поступлений зависит, сколько власти смогут выделить на развитие всех государственных систем. В феврале этого года в ходе Послания Федеральному Собранию Владимир Путин выступил с инициативой о более справедливом распределении налогового бремени как между физлицами, так и между компаниями. Каким образом будет проходить дифференциация налогообложения, пока неизвестно, но уже сейчас понятно, что подобные предложения отвечают запросу российского общества: 67% считают несправедливой уплату подоходного налога по единой ставке 13% со всех граждан, включая людей с высокими и низкими доходами. Эти данные можно интерпретировать и как готовность российского общества к налоговой реформе. С 2005 г. показатель практически не изменился (65%). Поддерживают плоскую шкалу подоходного налога сегодня менее трети наших соотечественников (27%, 2005 г. — 25%).
Чем старше россияне, тем чаще они поддерживают тезис о несправедливости единого подоходного налога (81% в группе старше 60 лет vs. 47% среди молодежи 18-24 лет). Возможно, с возрастом люди чаще ощущают потребность в социальной защите и поддержке, особенно если они находятся на пенсии или часто обращаются к государственным услугам. Они могут считать, что более высокое налоговое бремя на высокодоходные категории граждан позволит лучше обеспечить социальную справедливость в обществе.
|
Налогов мало не бывает? |
Говоря о размерах налогов, больше половины россиян (53%) сошлись во мнении, что налоги могут быть и высокими, лишь бы бедные люди могли получать от государства больше поддержки в виде бесплатных услуг (образования, здравоохранения, безопасности и другого). Иными словами, высокие налоги не воспринимаются как препятствие на пути экономического роста. Думают иначе менее трети (27%) наших сограждан. По их мнению, налоги должны быть как можно меньше, тогда каждый человек сам сможет наилучшим образом распоряжаться своими деньгами. Этот вопрос вызвал затруднение у значительной части опрошенных (20%). Показатели не претерпели изменений за три года.
|
Большая часть россиян не только признают, что высокие налоги позволяют лучше реализовать социальные функции государства, но и декларируют готовность платить больше налогов (46%), чтобы быть уверенными в широкой доступности и высоком качестве государственных услуг. Этот подход ближе молодежи (18-24 лет — 65%, 25-34 лет — 50%). Каждый третий (33%) хотел бы платить меньше налогов, понимая при этом, что государственные услуги могут быть более низкого качества и менее доступными. Каждый пятый не смог определиться с ответом (21%). С 2021 г. взгляды россиян на этот вопрос не изменились.
|
Анализ двух представленных вопросов позволяет сделать ряд выводов.
- Тема налогов, по-видимому, остается достаточно трудной для понимания и/или формирования личных взглядов, на что указывает высокий процент затруднившихся с ответом и тот факт, что за три года сдвигов в общественном мнении на эту тему не произошло. Это может также свидетельствовать о нехватке общественного обсуждения налогового вопроса.
- В российском обществе на сегодняшний день не сложилось «налогового» консенсуса. Есть несколько взглядов на налоговую систему, но значимого большинства не набирает ни один из них.
- Идея «социальной справедливости через больший объем налогов» обладает скорее высоким потенциалом для укрепления. В общей сложности каждый третий (32%) согласен сразу с двумя тезисами: «я предпочитаю платить больше налогов, но быть уверенным в широкой доступности и высоком качестве государственных услуг» и «налоги могут быть и высокими, лишь бы бедные люди могли получать от государства больше поддержки в виде бесплатных услуг». Тогда как полярная группа сторонников идеи «минимальных налогов и индивидуальной финансовой свободы» набирает в два раза меньше — 14% (согласны сразу с двумя тезисами: «я предпочитаю платить меньше налогов, понимая, что государственные услуги при этом могут быть более низкого качества и менее доступными» и «налоги должны быть как можно меньше, тогда каждый человек сам сможет наилучшим образом распоряжаться своими деньгами»). Остальные 54% либо выбирают разнонаправленные варианты ответа (например, готовы платить больше налогов, но считают, что налоги должны быть меньше), либо затрудняются с ответом.
Налоги и доходы |
Россияне с разным уровнем материального положения имеют разные взгляды на налоги и налоговую систему. Есть устоявшееся мнение, что люди с высокими доходами могут негативно воспринимать налоги и стремиться к снижению налоговой нагрузки. Но опрос ВЦИОМ его опровергает. Россияне с хорошим материальным положением заметно чаще декларируют готовность платить больше налогов, чтобы быть уверенными в широкой доступности и высоком качестве государственных услуг — 56% (vs. 46% среди всех россиян и 36% в низкодоходной аудитории). Они же чаще говорят, что налоги могут быть и высокими, лишь бы бедные люди могли получать от государства больше поддержки в виде бесплатных услуг — 59% (vs. 53% среди всех россиян и 49% в низкодоходной аудитории).
Граждане с плохим материальным положением чаще поддерживают обратные тезисы: 42% выбирают вариант платить меньше налогов, понимая, что государственные услуги при этом могут быть более низкого качества и менее доступными (vs. 33% среди всех россиян и 27% среди «богатых»). Треть из них убеждены, что налоги должны быть как можно меньше, тогда каждый человек сам сможет наилучшим образом распоряжаться своими деньгами (vs. 27% среди всех россиян и 24% среди «богатых»).
Подобные различия в представлениях людей с разным уровнем доходов могут иметь несколько объяснений, в том числе они могут объясняться разницей приоритетов. Люди с низким уровнем доходов, вероятно, сильнее ощущают бремя налогов в условиях ограниченных финансовых ресурсов, поэтому для них важнее сохранить свои доходы и лично распоряжаться ими. Кроме этого, они могут иметь не столь широкий доступ к качественным услугам и инфраструктуре, что в свою очередь может негативно сказываться на представлениях о том, как государство использует доходы от налогов. Тогда как граждане с хорошим материальным положением, напротив, чаще пользуются более развитой инфраструктурой и видят, как «работают налоги».
Ситуация несколько меняется, когда речь заходит о справедливости единого подоходного налога для всех граждан. Россияне с хорошим материальным положением чаще считают справедливым, когда все граждане вне зависимости от дохода платят подоходный налог по единой ставке (35% vs. 27% среди всех россиян и 16% в низкодоходной аудитории). В группе с низкими доходами эта ситуация чаще воспринимается как несправедливая — 77% (vs. 67% среди всех россиян и 60% среди «богатых»). Скорее всего, в данном случае каждый «думает о себе». Для «богатых» единая ставка подходного налога — способ сохранить собственные средства. А для граждан с невысокими доходами предпочтительнее пропорциональное распределение налоговой нагрузки. В этом случае они могут получить больше гарантий социальной поддержки и доступа к качественным социальным услугам.