МОСКВА, 23 апреля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса о том, как россияне планируют провести длинные майские выходные.
Зигзаг на дачу |
Продолжительные выходные дни в мае — не только календарный, но и своего рода психологический рубеж. Позади долгая зима и слякотная весна, впереди лето и период отпусков. В теплую майскую погоду длинные выходные особенно актуальны для дачников, более четверти россиян в этом году намерены провести предстоящие выходные именно там — 29%, это минимум за весь период наблюдений с 2019 г. Ранее доля дачников составляла 34-42%. Но больше всего наших сограждан на майские в этом году останется дома — 47% (−9 п.п. к 2023 г.), это также минимальное значение с 2019 г. С начала ковидных ограничений и вплоть до этого года показатель находился в пределах 55-57%, а до пандемии был еще выше — 63%. Каждый пятый в этом году будет работать — 20%.
Поездки по России или зарубеж остаются менее привлекательным способом отдыха в период майских выходных дней для граждан, особенно в сравнении с новогодними каникулами (тогда выезжали 27%). Каждый десятый на майских отправится на отдых в другой город или село России (10%), по 2% выбирают отдых в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа, заграничный отдых в этот период остается невостребованным (по 1% отправятся в бывшие республики СССР и другие страны). Скорее всего, весной люди предпочитают проводить свободное время не в путешествиях, а на даче, так как это активный период «посевных» работ. Зимние же каникулы в отличие от майских совпадают с каникулами у школьников и в целом носят более массовый характер, что облегчает планирование поездок и увеличивает туристические предложения на этот период.
Основные направления отдыха внутри страны на майских — Санкт-Петербург и Ленинградская область (12% от числа тех, кто планирует поездки в другие города и сёла), Москва (9%), Байкал и Казань (по 4%). Каждый десятый (10%) указал, что собирается отправиться на природу, без уточнения конкретного региона, 6% — в деревню. Траектории весеннего и зимнего отдыха не совпадают. На новогодние праздники точкой притяжения туристов становятся Москва и Московская область, а также южные направления и Санкт-Петербург, хотя сельская местность тоже остается привлекательной.
Россияне из разных демографических групп проводят майские праздники по-разному, ключевые определяющие различия характеристики — пол, возраст, доход, уровень образования.
- Типичный майский «домосед» — чаще это женщина (50% vs. 43% мужчин), граждане старше 60 лет (60%), с неполным средним или средним образованием (62% и 58%), проживающие на селе (58%), с плохим материальным положением (51%), а также активные телезрители (68%).
- Типичный майский дачник — это женщина (34% vs. 23% мужчин), старше 60 лет (35%), с высшим или незаконченным высшим образованием (33%), средним уровнем дохода (32%), житель одной из столиц (35%).
- Типичный майский трудящийся — это мужчина (26% vs. 15% женщин), россияне молодого возраста 18-34 лет (27-31%), с плохим материальным положением (27%), активные интернет-пользователи (27%).
- Типичные майские путешественники по России — мужчины и женщины в равной степени (10% и 9% соответственно), чаще молодого возраста 18-34 лет (14-13% vs. 6% в группе 60+), с незаконченным высшим или высшим образованием (12%) и хорошим материальным положением (12% vs. 6% в группе с плохим материальным положением), жители городов-миллионников (13%) и активные пользователи глобальной сети (12% vs. 5% среди телезрителей).
Огород или шашлыки? |
Чем заняться на майских? Ответ россиян прост — не бездельничать. Силы можно приложить к огороду, саду (29%), работе (22%), домашним делам, ремонту (16%, +5 п.п. к 2023 г.), посвятить время близким (15%). Но и отдохнуть тоже надо: 19% (+9 п.п. к 2023 г.) будут гулять, поедут на природу, отведают шашлыка, повеселятся; 7% заранее запланировали посещение праздничных мероприятий ко Дню Победы. Еще 16% хотят отоспаться или посмотреть телевизор, 4% хотят отдохнуть на даче, рыбалке или охоте (−9 п.п. к 2023 г.). За последний год вырос процент как тех, кто будет заниматься домашними делами, так и тех, кто будет гулять и есть шашлыки, а вот отдых на даче, охота и рыбалка стали называться реже.
Мужчины в два раза чаще женщин на майских будут работать (31% vs. 15%), а женщины чаще мужчин собираются заниматься огородом (34% vs. 22%) и проводить время с близкими (19% vs. 10%).
Чем младше россияне, тем чаще они проводят майские на работе (34-35% среди 18-34-летних vs. 22% среди всех россиян). С возрастом растет процент огородников и садоводов (40% в группе старше 60 лет и 7% в группе до 24 лет). Шашлыки и природа чаще привлекают граждан 25-44 лет (23-27% vs. 19% среди всех россиян). 14% самых молодых россиян 18-24 лет на предстоящих длинных выходных будут готовиться к экзаменам, учиться, также они чаще других используют эти дня для того, чтобы выспаться и ничего не делать (25%).
|
Планы на майские зависят в том числе и от того, где изначально россияне собирались их проводить. Типичные «домоседы», те, кто на праздниках останется дома, намерены заниматься огородом (27%), прогулками (23%), домашними делами (21%) и пассивным отдыхом (19%). То есть их «домашние» майские выходные оказались достаточно насыщенными как делами, так и развлечениями.
А вот те, кто будет проводить майские на даче, собираются преимущественно посвятить это время огороду (56%) и гораздо реже именно отдыхать — отправиться на прогулку, на природу, пожарить шашлык (21%) или просто отоспаться (17%). Это значит, что «дачные» майские наполнены физическим трудом.
Наиболее «легкими» предстоящие майские станут для россиян, которые отправляются в поездку по России. Они чаще других намерены гулять (29%), спать и отдыхать (28%), проводить время с близкими (25%), посещать культурные события и праздничные мероприятия ко Дню Победы (16%).
«Майские трудящиеся» остаются преданными работе и в то время, пока другие отдыхают, они будут работать (74%). Часть из них рассчитывает уделить время огороду (12%) и домашним делам (10%), то есть развлечениям в их графике, вероятно, места почти не останется.
Майский бюджет |
Бюджет майских праздников в этом году подрос. Средняя сумма, которую россияне планируют потратить в майские праздники на одного отдыхающего члена семьи, составила 21 028 руб. (+2672 руб., или +14,6% к 2023 г.). Традиционно мужчины готовы выложить большую сумму, чем женщины, — 25 761 руб. vs. 16 642 руб.
Среди возрастных групп максимум отмечен среди молодежи 18-24 лет — 31 216 руб., а минимум в старшей возрастной когорте — 13 866 руб. Более расточительными на майские праздники оказываются столичные жители — 38 966 руб. vs. 17 894 руб. среди жителей села. Наибольший разрыв в планируемых тратах отмечен между гражданами с хорошим и плохим материальным положением — 30 614 руб. vs. 11 447 руб., то есть почти в 3 раза.
Чтоб не маяться на майских |
Вопрос о продолжительности майских выходных дней обсуждается на самом высоком уровне. В Государственной Думе периодически звучат предложения сделать выходными весь период майских праздников за счет сокращения новогодних каникул. Пока на общегосударственном уровне эту инициативу не поддерживают, не согласны с изменением продолжительности майских и сами россияне. Большая часть считает, что майские нужно оставить такими, какие они есть сейчас, — 70%, показатель остается высоким во всех возрастных группах (66-73%). Основные аргументы в поддержку этого — существующей продолжительности отдыха достаточно (34%), у многих людей дачи и начинаются сельхозработы (16%), людям нужен отдых весной после долгой зимы (15%). Часть отметили, что у россиян уже сформировалась привычка к таким майским выходным (9%), а длинные выходные будут расхолаживать и потом будет нелегко вернуться в привычный трудовой ритм (5%).
Примерно каждый седьмой россиянин (14%) хотел бы увеличить майские, среди молодежи 18-24 лет — каждый четвертый (25%). Их мотивировка — нужно больше отдыха, чтобы лучше восстановиться (40%). Еще один довод — начало весенне-полевых работ, с которыми не так быстро управиться (31%). Каждый десятый в этой группе хочет больше радоваться хорошей погоде, теплу и солнцу (10%) и провести больше времени с близкими (9%).
Совсем небольшая часть наших сограждан высказалась за сокращение майских — 8%. Причем среди молодежи таковых всего 1%, тогда как в старшей группе 60+ уже 11%. По их мнению, длинные выходные слишком расслабляют, люди должны работать, а на отдых хватило бы трех дней (55%). В числе других аргументов — экономическая нецелесообразность (12%) и риск злоупотребления алкоголем (11%). Чаще других за сокращение майских выступают те, кто сам работает в эти дни (14%).