МОСКВА, 7 ноября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса воспитанников российских детских лагерей, проведенного по заказу Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи».
Зачем ребенку каникулы? |
Россия — одна из стран, имеющих обширный и разнообразный опыт организации отдыха детей и подростков. Детские лагеря — не только способ провести каникулы, но и опыт смены домашнего и школьного образа жизни на новый, богатый событиями и впечатлениями, своего рода фонд ярких воспоминаний. Среди детей с опытом поездки в детские лагеря, посещавших лагерь в 2022 г., лагерный отдых является приоритетным в числе других форматов проведения летних каникул (51%); среди имеющих богатый опыт пребывания в детских лагерях (6 учреждений и более) показатель выше — 60%. Поездку на отдых с родителями выбрали бы чуть меньше половины опрошенных (46%), около трети — поездку с друзьями (38%). Каждый восьмой на летние каникулы предпочел бы отправиться в гости к родственникам (12%), каждый десятый — на дачу (10%). Провести летние каникулы с одноклассниками в походе хотели бы 9%. Поездка в другой город или страну почти не пользуется популярностью среди детей (2%).
Предпочитаемый формат летнего отдыха в большей степени обусловлен возрастом и полом:
|
По данным опроса ВЦИОМ, 15% россиян сообщили, что этим летом их дети школьного возраста отдыхали в детских летних лагерях[1]. |
Детский лагерь: общение, отдых, развлечения и… вкусная еда! |
Поездка в детский лагерь была связана у детей преимущественно с позитивными ожиданиями. В первую очередь от пребывания там они предвкушали общение с друзьями и новые знакомства (63%), отдых и развлечения ожидали 45% и 43% соответственно, прогулки и игры на свежем воздухе — 28%. Четверть опрошенных отправились в детский лагерь в познавательных целях, для получения новых знаний, навыков и участия в творческих занятиях (по 24%). Еще 18% ответили, что ждали от лагеря спортивных активностей, вдвое меньше — помощь с выбором будущей профессии (8%). С возрастом меняются и запросы: младшие школьники (1-4 классы) чаще других предвкушали активности — спортивные состязания (25%), прогулки и игры на свежем воздухе (35%), творческие занятия (31%). В среднем и старшем звене, когда актуализируется интерес к сверстникам, общение с друзьями и новые знакомства становятся ведущими интересами (по 67%). Среди учащихся 10-11 классов увереннее звучит запрос на получение новых знаний и навыков (33%).
Девочки/девушки в большей степи ориентированы на общение и новые знакомства в рамках отдыха в лагере (70% vs. 53%), а также творческие занятия (28% vs. 19%). Мальчики/юноши в два раза чаще говорят о желании принять участие в спортивных состязаниях (25% vs. 13%). |
Дети считают, что в лагере обязательно должно быть следующее: вкусная еда (40%), комфортные условия проживания (39%), доброжелательное отношение сотрудников детского лагеря (28%), развлекательные программы (25%), доступ к интернету и профессиональные педагоги (по 24%). Это своего рода домашние условия: тебя любят, создают комфорт и вкусно кормят, но с элементами развлечений. При этом возможность развлечься в большей степени важна для ребят 1-4 классов, игровой деятельности в этом возрасте еще отводится достаточно времени; они же чаще говорят о важности наличия в лагере места для плавания (23%) и большой территории (15%). В среднем и старшем звене растет значимость роли педагогов, вожатых: 30% и 27% соответственно говорят о том, что в лагере обязательно должны быть доброжелательные педагоги, 22% и 30% отмечают важность профессионализма сотрудников. Среди учащихся 5-11 классов также чаще звучит запрос на комфортность проживания (42% и 41% соответственно vs. 24% в группе младших школьников) и доступ к интернету (26% и 23%). Такие критерии, как интересные программы обучения и индивидуальный подход к каждому ребенку, чаще называют старшеклассники (19% и 20% соответственно).
|
Более половины опрошенных детей отметили, что после поездки в лагерь в их жизни произошли положительные изменения (61%). Показатель заметно выше среди старшеклассников (70%), девочек/девушек (64%), ребят из городов с численностью населения от 100 до 500 тыс. человек (64%), а также коррелирует с опытом посещения детских лагерей (1 лагерь — 42%; 2-3 лагеря — 69%; 4-5 лагерей — 71%; 6 и более — 75%). Об отрицательных изменениях после поездки в лагерь сообщили 2% детей, еще 16% отметили, что никаких особых изменений не произошло.
О вожатых |
Роль вожатого трудно переоценить: он организовывает, выслушивает, направляет, помогает… Для большинства ребят вожатый — это прежде всего старший друг (39%), вторая мама / второй папа (24%), а потом уже учитель, воспитатель (12%). Младшие школьники чаще говорят, что вожатый для них — это вторая мама / второй папа (31%), а также чаще видят в нем учителя (18%) или командира (11%), это объясняется, по-видимому, возрастной дистанцией. Ребята 5-11 классов чаще называют вожатого другом (5-9 классы — 40%, 10-11 классы — 47%).
Девочки/девушки чаще говорят о вожатом как о старшем друге (42% vs. 35%) или второй маме / втором папе (27% vs.19%). Мальчики/юноши чаще видят в вожатом учителя, воспитателя (15% vs. 10%) или командира (10% vs. 5%). |
О желании в будущем стать вожатым в детском лагере говорят боле половины детей, имеющих опыт поездки в детские лагеря и посещавших лагерь в 2022 г. (61%). Каждый третий отметил, что, напротив, не хотел бы работать вожатым (30%). Девочки/девушки чаще, чем мальчики/юноши, говорят о том, что им хотелось бы стать вожатыми (68% vs. 51%), интерес выше также среди старшеклассников (67%) и тех, кто посетил 4 и более лагерей (67-68% vs. 58% среди посетивших 1 лагерь).
[1] Детский летний отдых — 2022 // ВЦИОМ. 12.10.2022. URL: https://www.wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/detskii-letnii-otdykh-2022.
«Детский лагерь — это место для эффективной социализации, для начала дружбы и взаимодействия со сверстниками, а значит, подходить к организации отдыха нужно взвешенно и профессионально. РСМ на протяжении более 20 лет реализует проект “ПОЛАР” для команд педагогических отрядов лагерей России. Сегодня это уже не просто фестиваль, а комплексный проект, включающий и конкурсные отборы, и очную работу, обмен практиками, тиражирование лучших практик. РСМ в этой работе выступает платформой для развития команд педагогических отрядов по всей стране.
Нам важно сформировать четкое представление у педотрядов, что они участвуют в системе воспитания детей, и подготовить их к этой работе. Первым этапом сезона проекта стал онлайн-конкурс для руководителей педотрядов, объединивший 150 командиров и лидеров. По его итогам уже в этом месяце пройдет всероссийский фестиваль. Конечно, помимо самого проекта, во многих региональных организациях РСМ действуют собственные педагогические отряды. Проведенное исследование поможет и им, и участникам проекта “ПОЛАР”, и любому организатору детских оздоровительных кампаний в развитии детского отдыха».
«Общение и знакомства, отдых и развлечения – такие цели перед отдыхом ставят более младшие отдыхающие, а вот учащиеся старших классов среднего звена образования чаще транслируют запрос на получение новых знаний и навыков. Подвижные игры наиболее выступают востребованными практиками досуга для всех возрастных групп. При этом для детей младшего образа важны творчество, мультипликация, настольные игры. А вот взрослые ребята чаще транслируют запросы на индивидуальное развитие, развитие коммуникативных навыков, умение разрешать конфликты, а старшеклассники имеют запрос на развитие лидерских навыков в рамках отдыха в лагере. 13% заинтересованы еще и в изучении возможности развитии бизнеса и предпринимательства в старшей группе опрошенных ребят, это особый тренд», - рассказала о деталях Елена Михайлова, советник генерального директора ВЦИОМ.»