МОСКВА, 22 февраля 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, как россияне воспринимают 23 февраля, что планируют дарить и чего ждут в подарок в этот день.
23 февраля — это... |
Завтра в России отмечается День защитника Отечества — праздник с вековой историей, олицетворяющий мужество, доблесть и заслуги российского воинства. В этот памятный день принято чествовать военнослужащих, ветеранов и вспоминать павших героев. Поздравления распространяются и на мужчин без опыта военной службы — защитников в широком смысле слова.
С середины 2000-х годов общественное восприятие праздника претерпело изменения — усилилось его понимание в военном ключе. Если в 2005-2006 гг. среди россиян доминировало мнение, что 23 февраля — праздник всех российских мужчин (2005 г. — 46%, 2006 г. — 42%), то в настоящее время его чаще считают днем всех российских военнослужащих (41%). Для каждого третьего День защитника Отечества остается праздником всех мужчин (31%). Еще 16% связывают эту дату с днем рождения Красной Армии, а для каждого десятого она лишена символического наполнения и воспринимается как обычный выходной (10%).
|
Женский взгляд на «мужские» подарки |
День защитника Отечества в России — это праздничные концерты, парады, выставки, военные фильмы и, конечно, подарки. В этом году россиянки будут радовать своих мужчин кулинарным мастерством — 40% планируют приготовить праздничный ужин в честь 23 февраля. Четыре года назад такой способ поздравить мужчин почти не пользовался популярностью и упоминался в 10 раз реже (2019 г. — 4%), а рейтинг подарков возглавляла парфюмерия и косметика (35%). Сегодня она на второй строчке рейтинга (20%). Третий по популярности подарок этого года — сувениры (авторучка, блокнот, портмоне и др.) (15%, 2019 г. — 29%). В топ-5 подарков вошли и ранее не фигурировавшие в рейтинге категории — аксессуары для автомобиля (11%) и инструменты (10%). Руководствуется принципом «деньги — лучший подарок» каждая десятая россиянка (10%).
Предметы гардероба — одежду и обувь — в этом году рассматривают в качестве подарка 9% женщин, в 2019 году таких было почти вдвое больше (16%). По 7% назвали игры/игрушки, билеты на концерт / в театр, ужин в ресторане, а также спортивный инвентарь / абонемент в зал. За четыре года популярность презентов, мотивирующих на занятия спортом, ощутимо выросла, в то время как съедобные подарки (конфеты, деликатесы и др.) и алкоголь россиянки стали выбирать чуть ли не в три раза реже (5% vs. 13% в 2019 г.). Ничего не будут дарить в этом году мужчинам на 23 февраля 11% россиянок.
Чего хотят мужчины? |
За четыре года изменился не только спектр запланированных подарков, но и ожидания самих мужчин. Если в 2019 году самым желанным подарком на 23 февраля была туристическая поездка (22%), то сегодня — внимание от близких (33%), четыре года назад его рассчитывали получить только 6%. Выросла за рассматриваемый период и потребность во внимании со стороны государства — 11% (vs. 2% в 2019 г.).
Впрочем, нематериальными знаками внимания дело не ограничивается. У особо взыскательных мужчин запросы посерьезнее: 14% хотели бы получить на 23 февраля недвижимость (квартиру/дом). Остались и те, кто рассчитывает на туристическую путевку (10%) и автомобиль (9%), хотя доля таковых снизилась с 2019 года примерно вдвое (10% vs. 22% в 2019 г., 9% vs. 17% в 2019 г.). В числе ранее незаявленных подарков — инструменты (8% vs. 0% в 2019 г.) и предметы для рыбалки (7% vs. 1% в 2019 г.). Примерно столько же назвали деньги (7%). Ничего не хотят получить в подарок 14% мужчин.
|