5 октября 2021 г. ВЦИОМ представляет данные опроса россиян, приуроченного ко Дню учителя.
Об отношении к учителям |
Россияне поделились, какие ассоциации у них возникают при слове «учитель»: 25% ответили, что учитель – это педагог и преподаватель, 10% – хороший, добрый человек, также 10% сказали о почете, доверии и уважении к учителям, по 8% сказали, что учитель – наставник для детей и что с этим словом связаны положительные ассоциации.
Большинство россиян (68%) сообщили, что в школьные годы у них был учитель, который повлиял на их взгляды и убеждения, и которого они могли бы назвать «учителем жизни» (73-74% среди граждан старшего поколения), 29% ответили, что у них такого учителя не было (38-40% среди молодежи).
Четверть наших сограждан (25%) поддерживают контакты со своими школьными учителями после окончания школы (38% среди 18-24-летних, 35% среди 35-44-летних), 27% поддерживали контакты только первое время после школы, но сейчас этого не делают, а 19% – поддерживали долгое время, но сейчас нет. Никогда не поддерживали контактов со своими учителями после окончания школы 28% россиян.
Подарки на день учителя |
Большинство россиян (85%) убеждены, что учителям нужно дарить цветы, 11% с этим не согласны.
Половина наших сограждан (50%) имеют детей или внуков. В этом году 53% тех, у кого есть дети или внуки, делали подарки их школьным учителям, в том числе 36% дарили цветы (21% в 2019 г.), 9% – дарили конфеты и сладости (4% в 2019 г.), а 5% – скидывались всем классом и дарили деньги (2% в 2019 г.). При этом 47% не делали подарков (61% в 2019 г.).
Среди тех, у кого есть дети и внуки, в этом году на день учителя поздравят классного руководителя своего старшего ребенка следующим образом: 32% сдадут деньги на подарок от всего класса, но лично поздравлять не будут, 7% поздравят лично, но не будут сдавать деньги на подарок от всего класса, а 20% и сдадут деньги на подарок от класса, и сами лично поздравят. При этом 24% никак не планируют поздравлять классного руководителя.
Состояние школьного образования |
Россияне рассказали, насколько они довольны качеством школьного образования по месту своего проживания: 38% – довольны (52% жителей сел и 48% жителей Северо-Кавказского федерального округа), а 47% недовольны (56% жителей Москвы и Санкт-Петербурга, 54% жителей Центрального федерального округа).
Около половины россиян (49%) оценивают условия, которые имеют учителя в их городе для выполнения своей работы, как благоприятные, 36% придерживаются обратного мнения.
По мнению наших сограждан, среди наиболее частых проблем, с которыми сталкиваются учителя в их населенном пункте, маленькая зарплата (40%), неуважение со стороны учеников и родителей (34%), бюрократизация (29%), а также нехватка необходимого оборудования (23%) и высокая учебная нагрузка (15%).
По мнению россиян, за последние пять лет в российском школьном образовании произошли следующие улучшения: улучшилось оснащение оборудованием (37%), были построены новые школы (20%), в школах провели обустройство (18%), выросла обеспеченность учебниками и учебными пособиями (15%), а также выросли зарплаты учителей (13%).
«Рост заработной платы учителя – это фактор его социального самочувствия. Безусловно, важна федеральная инициатива по разработке новой системы оплаты труда, которая повысит прозрачность всех выплат. Укрепление размера обязательной базовой части гарантирует стабильный рост основного дохода каждого педагога, что позволит сократить неравенство оплаты труда не только учителей, но и педагогических работников различных областей.
Оснащение цифровой образовательной среды нивелирует противоречия между сельскими и городскими школами и, безусловно, изменение в среде позволяют лидерам изменений стать педагогами-практиками вне зависимости от того, в каких организациях они работают. Улучшение оснащённости в практике российских школ работает на повышение качества образования».