Аналитический обзор
Фото: Depositphotos
Культура

День учителя-2021

У большинства россиян в школьные годы был учитель, который сильно повлиял на их взгляды и убеждения.
Фото:
Коротко о главном
  • У 68% россиян в школьные годы был учитель, который повлиял на их взгляды и убеждения, и которого они могли бы назвать «учителем жизни»  
  • 25% россиян поддерживают контакты со своими школьными учителями
  • 53% тех, у кого есть дети и внуки, дарили подарки их школьным учителям в этом году
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • У 68% россиян в школьные годы был учитель, который повлиял на их взгляды и убеждения, и которого они могли бы назвать «учителем жизни»  
  • 25% россиян поддерживают контакты со своими школьными учителями
  • 53% тех, у кого есть дети и внуки, дарили подарки их школьным учителям в этом году

5 октября 2021 г. ВЦИОМ представляет данные опроса россиян, приуроченного ко Дню учителя.

Об отношении к учителям

Россияне поделились, какие ассоциации у них возникают при слове «учитель»: 25% ответили, что учитель – это педагог и преподаватель, 10% – хороший, добрый человек, также 10% сказали о почете, доверии и уважении к учителям, по 8% сказали, что учитель – наставник для детей и что с этим словом связаны положительные ассоциации.

Большинство россиян (68%) сообщили, что в школьные годы у них был учитель, который повлиял на их взгляды и убеждения, и которого они могли бы назвать «учителем жизни» (73-74% среди граждан старшего поколения), 29% ответили, что у них такого учителя не было (38-40% среди молодежи).

Четверть наших сограждан (25%) поддерживают контакты со своими школьными учителями после окончания школы (38% среди 18-24-летних, 35% среди 35-44-летних), 27% поддерживали контакты только первое время после школы, но сейчас этого не делают, а 19% – поддерживали долгое время, но сейчас нет. Никогда не поддерживали контактов со своими учителями после окончания школы 28% россиян.

Подарки на день учителя

 

Большинство россиян (85%) убеждены, что учителям нужно дарить цветы, 11% с этим не согласны.

Половина наших сограждан (50%) имеют детей или внуков. В этом году 53% тех, у кого есть дети или внуки, делали подарки их школьным учителям, в том числе 36% дарили цветы (21% в 2019 г.), 9% – дарили конфеты и сладости (4% в 2019 г.), а 5% – скидывались всем классом и дарили деньги (2% в 2019 г.). При этом 47% не делали подарков (61% в 2019 г.).

Среди тех, у кого есть дети и внуки, в этом году на день учителя поздравят классного руководителя своего старшего ребенка следующим образом: 32% сдадут деньги на подарок от всего класса, но лично поздравлять не будут, 7% поздравят лично, но не будут сдавать деньги на подарок от всего класса, а 20% и сдадут деньги на подарок от класса, и сами лично поздравят. При этом 24% никак не планируют поздравлять классного руководителя.

Состояние школьного образования

Россияне рассказали, насколько они довольны качеством школьного образования по месту своего проживания: 38% – довольны (52% жителей сел и 48% жителей Северо-Кавказского федерального округа), а 47% недовольны (56% жителей Москвы и Санкт-Петербурга, 54% жителей Центрального федерального округа).

Около половины россиян (49%) оценивают условия, которые имеют учителя в их городе для выполнения своей работы, как благоприятные, 36% придерживаются обратного мнения.

По мнению наших сограждан, среди наиболее частых проблем, с которыми сталкиваются учителя в их населенном пункте, маленькая зарплата (40%), неуважение со стороны учеников и родителей (34%), бюрократизация (29%), а также нехватка необходимого оборудования (23%) и высокая учебная нагрузка (15%).

По мнению россиян, за последние пять лет в российском школьном образовании произошли следующие улучшения: улучшилось оснащение оборудованием (37%), были построены новые школы (20%), в школах провели обустройство (18%), выросла обеспеченность учебниками и учебными пособиями (15%), а также выросли зарплаты учителей (13%).

2 октября 2021 г.Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров.

Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

-

Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы слышите слово «учитель»? Назовите первое, что придет в голову

(открытый вопрос, до пяти ответов, в % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие от 3%)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Педагог, преподаватель / дает знания / учит

25

39

40

29

18

14

Хороший, добрый человек / авторитет / будущее нашей страны

10

11

10

12

10

9

Почет / доверие / уважение

10

7

6

9

11

12

Наставник для детей / помощник / пример для детей

8

7

15

11

7

4

Положительные ассоциации / хорошо отношусь к профессии

8

8

5

7

8

10

Детство / первое сентября / уроки / книжки / оценки / класс

7

17

8

11

6

3

Ответственный / порядочный / воспитанный / честный / справедливый

7

12

10

10

4

5

Нищие бедные люди / низкая зарплата

7

5

6

8

7

8

Умный, образованный, грамотный, опытный человек / мудрый

7

6

9

6

6

5

Воспитывают детей

5

5

8

7

3

5

Низкое качество образования / плохая программа / ЕГЭ / репетиторство

4

4

3

3

6

4

Не уважаю / раньше учителя были лучше / хороших учителей не осталось

4

2

3

5

3

6

Тяжелый труд / большая загруженность / бумажная волокита

4

1

3

2

4

5

Беззащитные / бесправные / подневольные

3

3

2

3

4

4

Второй родитель / мать

3

4

4

6

4

1

Человек, любящий детей, профессию  / трудолюбивый

3

2

2

3

3

4

Первая учительница / классный руководитель / любимый учитель

3

1

2

2

4

3

Не хотят учить детей / не любят детей

3

2

1

3

3

4

Необразованные / некомпетентные / неквалифицированные

3

2

1

3

4

2

Никакие

0

0

0

0

0

0

Другое

18

4

3

3

4

3

Затрудняюсь ответить

15

6

13

12

18

18

Вспомните, пожалуйста, Ваши школьные годы. Был ли у Вас учитель, который повлиял на Ваши взгляды, убеждения, которого Вы могли бы назвать «учителем жизни», или такого учителя не было?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Был такой учитель/учителя

68

58

58

65

74

73

Такого учителя/учителей не было

29

38

40

33

24

22

Затрудняюсь ответить

3

4

2

2

2

5

Скажите, пожалуйста, после окончания школы Вы поддерживаете или не поддерживаете контакты со своими учителями?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Да, поддерживал (-а) первое время после школы, но сейчас нет

27

26

32

25

23

30

Да, поддерживал (-а) долгое время, но сейчас нет

19

10

11

13

23

28

Да, поддерживаю до сих пор

25

38

30

35

26

11

Нет, никогда не поддерживал (-а)

28

27

27

26

27

31

Затрудняюсь ответить

1

0

0

1

1

0

В подарок учителям часто дарят цветы. Одни говорят, что цветы нужно дарить учителям, другие считают, что цветы дарить учителям не нужно. С какой из этих точек зрения Вы больше согласны?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Скорее с первой: цветы учителям дарить нужно

85

Скорее со второй: цветы учителям дарить не нужно

11

Затрудняюсь ответить

4

Скажите, пожалуйста, у Вас есть дети или внуки, которые учатся в школе?

(закрытый вопрос, до двух ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Есть дети/внуки

50

Нет детей/ внуков школьников

50

Отказ от ответа

0

В этом году Вы делали или не делали за счет собственных средств подарки школьным учителям Ваших детей/внуков? Если делали подарки, то что именно Вы дарили?

(открытый вопрос, до трех ответов, в % от тех, у кого есть дети или внуки)

 

2019 год

2021 год

Цветы

21

36

Конфеты / сладости / шоколад / сладкие букеты

4

9

Скидывались классом / деньги

2

5

Сертификаты / подарочные карты

1

2

Букеты / подарочные наборы (чай, кофе) / посуда

1

2

Канцелярия / книги

-

1

Нужды класса (мебель, оргтехника, ремонт)

-

1

Делали подарки (без уточнения)

-

1

Сувениры

-

1

Часы

-

0

Не делали подарков

61

47

Другое

1

4

Затрудняюсь ответить

12

6

В нашей стране 5 октября празднуют день учителя. Кто-то поздравляет учителей с этим праздником, кто-то не поздравляет. Поговорим о Вашем старшем ребенке/внуке, который учится в школе. Вы лично планируете поздравлять классного руководителя вашего старшего ребенка/внука с днем учителя? Если планируете, то как?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, у кого есть дети или внуки)

 

% от тех, у кого есть дети или внуки

Сдам деньги на подарок от всего класса, но лично поздравлять не планирую

32

Сдавать деньги на подарок от всего класса не планирую, но сам лично поздравлю

7

Сдам деньги на подарок от всего класса и сам лично поздравлю

20

Никак не планирую поздравлять классного руководителя

24

Другое

12

Затрудняюсь ответить

5

Поговорим о школьном образовании. Если говорить в целом, Вы скорее довольны или недовольны качеством школьного образования в месте, где Вы сейчас проживаете?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Полностью доволен

11

Скорее доволен

27

Скорее не доволен

28

Совершенно не доволен

19

Затрудняюсь ответить

15

На Ваш взгляд, в городе/населенном пункте, где Вы сейчас проживаете, у учителей скорее благоприятные или скорее неблагоприятные условия для выполнения своей работы?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Полностью благоприятные

12

Скорее благоприятные

37

Скорее неблагоприятные

29

Полностью неблагоприятные

7

Затрудняюсь ответить

15

Как Вы думаете, с какими проблемами чаще всего сталкиваются учителя, работающие в Вашем населенном пункте? Выберите до трех самых острых проблем.

(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Маленькая зарплата

40

Неуважение со стороны учеников и родителей

34

Бюрократизация, много отчетности

29

Нехватка необходимого оборудования, например, компьютеров, интерактивных досок и так далее

23

Высокая учебная нагрузка

15

Плохая программа по своему предмету

10

Некачественные учебники

9

Переполненные классы

9

Неуважение, обман со стороны руководства школ

6

Нехватка учебных материалов

6

Отсутствие, недостаточное благоустройство школы

5

Другое

10

Затрудняюсь ответить

14

На Ваш взгляд, какие три основных улучшения произошли в российском школьном образовании за последние пять лет? Назовите самые важные. Вы можете дать до трех ответов

(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Улучшилось оснащение оборудованием, например, компьютерами, интерактивными досками и так далее

37

Были построены новые школы

20

В школах провели обустройство

18

Выросла обеспеченность учебниками и учебными пособиями

15

Выросли зарплаты учителей

13

Вырос уровень безопасности школьников

12

В школах появились психологи

9

Улучшилось отношение учителей к детям

4

Выросло качество преподавания

3

Улучшилось качество учебных программ

3

Значимых улучшений не произошло

11

Другое

7

Затрудняюсь ответить

19

Киктева Анастасия Николаевна
Министр образования Сахалинской области

«Рост заработной платы учителя – это фактор его социального самочувствия. Безусловно, важна федеральная инициатива по разработке новой системы оплаты труда, которая повысит прозрачность всех выплат. Укрепление размера обязательной базовой части гарантирует стабильный рост основного дохода каждого педагога, что позволит сократить неравенство оплаты труда не только учителей, но и педагогических работников различных областей.

Оснащение цифровой образовательной среды нивелирует противоречия между сельскими и городскими школами и, безусловно, изменение в среде позволяют лидерам изменений стать педагогами-практиками вне зависимости от того, в каких организациях они работают. Улучшение оснащённости в практике российских школ работает на повышение качества образования».


18 октября 2021
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07