МОСКВА, 30 сентября 2008 г. Ко Дню Рунета Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, насколько Интернет популярен среди россиян, как часто они пользуются им, для чего и как оценивают этот источник информации.
За последние три года популярность Интернета в России выросла в два раза. Так, в 2005 году этим источником информации пользовались чаще всего 10%, в 2006 – 13%, а в нынешнем году –20% россиян. Однако по сравнению с другими информационными источниками, Интернет пока не занимает лидирующую позицию.
Чем крупнее населенный пункт, тем выше популярность Интернета среди его жителей: так, к числу его пользователей принадлежат 41% москвичей и петербуржцев и лишь 12% сельских жителей.
Большинство наших соотечественников вообще не пользуются Интернетом (69%). По сравнению с 2006 годом доля таких респондентов снизилась с 76%. Каждый десятый (11%) обращается к ресурсам глобальной сети ежедневно (два года назад – лишь каждый двадцатый (5%)). 9% наших сограждан пользуются Интернетом несколько раз в неделю, 7% - несколько раз в месяц, 3% - эпизодически (но не менее одного раза в полгода).
Типичный пользователь Рунета сегодня - это молодой человек с высшим образованием, сторонник «Единой России» или ЛДПР, проживающий в Москве или Санкт-Петербурге: среди ежедневных пользователей Интернета чаще встречаются 18-24 летние россияне (26%), с высшим или неоконченным высшим образованием (25%), жители обеих столиц (32%), а также сторонники партий ЛДПР и «Единая Россия» (15% и 13% соответственно).
Чаще всего наши сограждане используют Интернет для учебы или по работе (62%) Два года назад такая цель была у 77% россиян. Кроме того, респонденты часто пользуются электронной почтой (42%) и отслеживают международные и российские новости (39%) (по сравнению с 2006 годом – 44% и 44% соответственно). За два года с 20% до 28% возросла доля тех, кто использует Интернет для прослушивания музыки и просмотра фильмов, а также для общения на чатах и форумах (с 20% до 29%). Почти в два раза увеличилось количество россиян, осуществляющих в глобальной сети поиск людей по интересам, друзей (с 9% до 16%).
Молодежь (18-24 летние) чаще использует Интернет для работы и учебы (63%), а также для прослушивания музыки и просмотра фильмов (44%). Респонденты в возрасте от 25 до 44 лет более склонны обращаться к Интернету как для решения служебных и учебных задач (65-67%), так и для использования электронной почты (45-47%). Россияне в возрасте от 45 до 59 лет вдобавок к указанным возможностям глобальной сети чаще следят за мировыми и российскими новостями (39%). Наконец, более пожилые респонденты (от 60 лет и старше) в большинстве (64%) используют Интернет именно для того, чтобы следить за новостями в мире и в нашей стране.
Для россиян с начальным или неполным средним образованием наиболее популярные возможности сети Интернет: игры (100%), политические новости и сайты эротического содержания (по 75%). Респонденты со средним образованием наиболее часто пользуются электронной почтой (54%), следят за мировыми и российскими новостями (по 35%). Обладатели среднего специального образования помимо пользования электронной почтой (59%) и отслеживания новостей (41%), используют глобальную сеть для работы и учебы (42%). Эта же тенденция сохраняется и среди россиян с высшим или неоконченным высшим образованием: из них 69% пользуются электронной почтой, 46% следят за новостями, 41% решают с помощью Интернета служебные и учебные задачи.