Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Олег Яковлев/ ТАСС
События и даты

День государственного флага

Большинство россиян испытывают чувство гордости и восхищение при виде государственных символов России.
Фото:
Коротко о главном
  • Топ-3 ассоциаций с Россией: государственные символы (12%); народ, люди (11%); Родина, дом (10%).
  • Из трех представленных государственных символов наибольшую гордость у россиян вызывает гимн (70%), затем флаг (66%) и герб (60%).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Топ-3 ассоциаций с Россией: государственные символы (12%); народ, люди (11%); Родина, дом (10%).
  • Из трех представленных государственных символов наибольшую гордость у россиян вызывает гимн (70%), затем флаг (66%) и герб (60%).

МОСКВА, 22 августа 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос россиян, приуроченный ко Дню Государственного флага РФ.

Россия — это люди и дом

У наших сограждан слово «Россия» вызывает только положительные ассоциации, семантическое поле наполнено различными темами: природа, история, архитектурные символы, города, животные, культура, литература, территория, армия и др. В первую тройку популярных ассоциаций вошли: государственные символы (12%); народ, люди (11%); Родина, дом (10%). По 7% назвали президента РФ В. Путина и природу России, Байкал и березу. Воспринимают страну как великую державу, силу и мощь еще 6%. В десятку наиболее популярных ассоциаций вошел и медведь (5%). Единство и братство, доброту и любовь, а также армию и флот назвали еще по 4% россиян. Значимую долю ассоциаций занимают исторические и политические отсылки: свобода и демократия, власть и правительство, справедливость и честность (по 3%), победа в Великой Отечественной войне, СССР, внутренняя политика, мирное небо (по 2%). В то же время каждый третий россиянин не смог дать ответ на вопрос, что для него олицетворяет Россию (27%).

Чаще всего Россия ассоциируется с домом и Родиной у россиян старшего возраста (15%), а у молодежи 18-24 лет чаще возникают ассоциации с народом, людьми (14%), природой (11%) и В. Путиным (10%). Мужчины давали ответ «армия и флот» в три раза чаще, чем женщины (6% vs. 2%).

 

О государственной символике

В государственной символике отражаются история государства и народа, его традиции и менталитет. Ежегодно с 1994 года 22 августа в России отмечается День государственного флага Российской Федерации. Флаг — один из важных символов государства, который отражает историю страны и объединяет граждан. Большинство россиян испытывают восхищение и гордость при виде государственного флага (66%), это выше на 5 п.п., чем в 2019 г. Еще 17% сообщили, что российский флаг вызывает у них симпатию. За весь период измерений с 2006 г. до 2017 г. этот показатель демонстрировал рост (минимум отмечен в 2007 г. — 48%, максимум в 2017 г. — 71%).

Как и флаг, государственный герб и гимн России вызывают у наших сограждан преимущественно гордость и восхищение (60% и 70% соответственно). С 2006 г. произошел постепенный переход от симпатии и безразличия в отношении государственных символов к укреплению чувства гордости и восхищения. В сравнении с 2006 г. доля россиян, безразличных к государственному гербу и гимну, сократилась в 1,5-2 раза. Отрицательные эмоции в отношении государственной символики сегодня возникают лишь у 3% россиян.

  • Гордость и восхищение в отношении государственных символов чаще испытывают россияне старше 35 лет: гимн (72-75%), флаг (66-72%), герб (62-63%). Молодые росияне 18-34 лет чаще говорили о безразличии: гимн (14-16%), флаг (15-20%), герб (20-23%).
  • Женщинам также в большей степени свойственны высокие патриотические чувства в сравнении с мужчинами: гимн (77% vs. 63%), флаг (71% vs. 59%), герб (64% vs. 55%).
  • Значительное влияние на формирование чувств к государственной символике оказывает уровень урбанизации. Чем меньше численность населенного пункта, тем чаще люди говорят о гордости и восхищении: гимн (78% сельчан vs. 51% у жителей обеих столиц), флаг (78% vs. 47%), герб (70% vs. 39%).
  • Жители Москвы и Санкт-Петербурга заметно чаще говорят о равнодушии к перечисленным государственным символам: гимн (19%), флаг (22%), герб (22%).
  • Наиболее часто гордость и восхищение в отношении государственных символов возникают у женщин старшего возраста, проживающих на селе. А реже других подобные чувства испытывают молодые люди, проживающие в Москве и Санкт-Петербурге.

12 августа 2022 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 12 августа 2022 г.: 1600 опрошенных, коэффициент кооперации (КК)* = 0,8439; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0226; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1678. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех не состоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

 

Поговорим на другую тему. Что для Вас олицетворяет Россию, является ее символом?

(открытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных)

 

2022 г.

Герб России / гимн / флаг

12

Народ / люди / русский человек

11

Моя Родина / мой дом / моя страна

10

В.В. Путин

7

Природа / березы / Байкал / поля

7

Великая держава / великая страна / сила / мощь

6

Медведь

5

Единство народа / сплоченность / братство

4

Доброта/ дружелюбность / любовь / человечность

4

Армия и флот

4

Большая страна / большая территория / наша земля

3

Справедливость / честность / правдивость

3

Культура / русская литература / матрешка / русский язык / менталитет

3

Свобода / демократия / права

3

Власть / правительство / грамотные действия Правительства

3

Ресурсы / природные богатства / недра

2

Наша история / победа в ВОВ

2

Советский Союз / красный флаг / серп и молот

2

Семья / дети, внуки / близкие люди / семейные ценности

2

Внутренняя политика / процветание / города России / Конституция

2

Мир / мирное небо / миролюбие

2

Красная площадь / Кремль / Москва

2

Русская душа / сильный дух / стойкость

2

Вся страна / сама Россия

2

Многонациональный народ

2

Традиции / менталитет

2

Другое

15

Затрудняюсь ответить

27

Какие чувства Вы испытываете, когда видите/слышите государственную символику России? Государственный флаг

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2006*

2007*

2008*

2009*

2012*

2013*

2014*

2015*

2017**

2019**

2022

Гордость, восхищение

49

48

52

52

54

49

58

67

71

61

66

Симпатию

26

24

28

29

28

34

30

16

16

23

17

Безразличие, никаких чувств

20

16

17

15

16

14

10

13

9

12

11

Антипатию

1

1

0

0

1

0

0

1

1

1

1

Раздражение, стыд

2

2

1

1

1

0

0

0

0

1

2

Затрудняюсь ответить

2

9

2

3

0

3

2

3

3

2

3

Какие чувства Вы испытываете, когда видите/слышите государственную символику России? Государственный герб

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2006*

2007*

2008*

2009*

2012*

2013*

2014*

2015*

2017**

2019**

2022

Гордость, восхищение

47

46

47

49

52

49

57

69

72

57

60

Симпатию

26

23

27

28

28

32

30

16

11

23

20

Безразличие, никаких чувств

21

21

21

17

17

16

11

11

11

14

14

Антипатию

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

Раздражение, стыд

3

3

2

3

1

0

0

0

1

1

2

Затрудняюсь ответить

2

6

2

2

1

2

1

4

5

4

3

Какие чувства Вы испытываете, когда видите/ слышите государственную символику России? Государственный гимн

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2006*

2007*

2008*

2009*

2012*

2013*

2014*

2015*

2017**

2019**

2022

Гордость, восхищение

53

53

56

56

58

54

59

72

75

64

70

Симпатию

24

20

25

25

24

30

30

13

13

21

16

Безразличие, никаких чувств

17

16

14

14

14

14

10

11

6

11

9

Антипатию

0

0

0

0

1

0

0

1

2

1

1

Раздражение, стыд

4

3

1

2

1

0

0

0

1

1

2

Затрудняюсь ответить

2

8

4

3

2

2

1

3

3

2

2

* В 2006 — 2016 гг. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

** В 2017 и 2019 — телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник», выборка 2017 г. — 600 чел., выборка 2019 г. — 1600 чел.

СТЕПАН ЛЬВОВ
Директор по стратегическому развитию ВЦИОМ

«Rally around the flag! — так по-английски звучит призыв сплотиться вокруг флага. И так же называется социологический феномен, наблюдаемый при возникновении внешней угрозы и необходимости народа объединиться на какое-то время вокруг национального лидера. Считается, что этот эффект ограничен во времени и исчезает, как только опасность минует. Безусловно, речь не идет о буквальном значении и восприятии символов страны — флага, гимна и герба. Но очевидно и то, что символика в этом вопросе также играет не последнюю роль.

Многие эксперты, рассуждая о консолидации, которую российское общество проявляет в ситуации СВО, санкций и ценностного противостояния с Западом, полагают, что начиная с февраля происходит солидаризация на основе эмоционального резонанса. Но наше исследование показывает, что резкого роста эмоциональной «привязки» к национальным символам не произошло — фоновое значение длительное время (7-8 лет) устойчиво и находится на высоком уровне. Возможно, это указывает на силу рационального восприятия событий последних шести месяцев. С эмоциями и сплоченностью у нас уже давно все в порядке».


22 августа 2022
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07