МОСКВА, 22 августа 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос россиян, приуроченный ко Дню Государственного флага РФ.
Россия — это люди и дом |
У наших сограждан слово «Россия» вызывает только положительные ассоциации, семантическое поле наполнено различными темами: природа, история, архитектурные символы, города, животные, культура, литература, территория, армия и др. В первую тройку популярных ассоциаций вошли: государственные символы (12%); народ, люди (11%); Родина, дом (10%). По 7% назвали президента РФ В. Путина и природу России, Байкал и березу. Воспринимают страну как великую державу, силу и мощь еще 6%. В десятку наиболее популярных ассоциаций вошел и медведь (5%). Единство и братство, доброту и любовь, а также армию и флот назвали еще по 4% россиян. Значимую долю ассоциаций занимают исторические и политические отсылки: свобода и демократия, власть и правительство, справедливость и честность (по 3%), победа в Великой Отечественной войне, СССР, внутренняя политика, мирное небо (по 2%). В то же время каждый третий россиянин не смог дать ответ на вопрос, что для него олицетворяет Россию (27%).
Чаще всего Россия ассоциируется с домом и Родиной у россиян старшего возраста (15%), а у молодежи 18-24 лет чаще возникают ассоциации с народом, людьми (14%), природой (11%) и В. Путиным (10%). Мужчины давали ответ «армия и флот» в три раза чаще, чем женщины (6% vs. 2%). |
О государственной символике |
В государственной символике отражаются история государства и народа, его традиции и менталитет. Ежегодно с 1994 года 22 августа в России отмечается День государственного флага Российской Федерации. Флаг — один из важных символов государства, который отражает историю страны и объединяет граждан. Большинство россиян испытывают восхищение и гордость при виде государственного флага (66%), это выше на 5 п.п., чем в 2019 г. Еще 17% сообщили, что российский флаг вызывает у них симпатию. За весь период измерений с 2006 г. до 2017 г. этот показатель демонстрировал рост (минимум отмечен в 2007 г. — 48%, максимум в 2017 г. — 71%).
Как и флаг, государственный герб и гимн России вызывают у наших сограждан преимущественно гордость и восхищение (60% и 70% соответственно). С 2006 г. произошел постепенный переход от симпатии и безразличия в отношении государственных символов к укреплению чувства гордости и восхищения. В сравнении с 2006 г. доля россиян, безразличных к государственному гербу и гимну, сократилась в 1,5-2 раза. Отрицательные эмоции в отношении государственной символики сегодня возникают лишь у 3% россиян.
|
«Rally around the flag! — так по-английски звучит призыв сплотиться вокруг флага. И так же называется социологический феномен, наблюдаемый при возникновении внешней угрозы и необходимости народа объединиться на какое-то время вокруг национального лидера. Считается, что этот эффект ограничен во времени и исчезает, как только опасность минует. Безусловно, речь не идет о буквальном значении и восприятии символов страны — флага, гимна и герба. Но очевидно и то, что символика в этом вопросе также играет не последнюю роль.
Многие эксперты, рассуждая о консолидации, которую российское общество проявляет в ситуации СВО, санкций и ценностного противостояния с Западом, полагают, что начиная с февраля происходит солидаризация на основе эмоционального резонанса. Но наше исследование показывает, что резкого роста эмоциональной «привязки» к национальным символам не произошло — фоновое значение длительное время (7-8 лет) устойчиво и находится на высоком уровне. Возможно, это указывает на силу рационального восприятия событий последних шести месяцев. С эмоциями и сплоченностью у нас уже давно все в порядке».