МОСКВА, 22 сентября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян ко Всемирному дню без автомобиля.
Роскошь или средство передвижения? |
Автомобили занимают важное место в жизни современного человека, они стали неотъемлемой частью современности, они делают жизнь удобной, комфортной, а зачастую и указывают на социальный статус своего владельца. О наличии автомобиля говорят 64% россиян, из них более одного авто есть у 19%. Десять лет назад доля была ниже на 17 п.п. (2012 г. — 47%). Процент имеющих более одного автомобиля увеличился за это время в 5 раз (2012 г. — 4%). Сегодня наличие одного автомобиля уже не маркирует определенное социальное положение, показатель остается на одном уровне в разных возрастных группах, группах по уровню дохода и образования, можно отметить меньшую популярность авто среди россиян старшего возраста (39% имеют один автомобиль в семье). В то же время наличие двух и более авто на семью — показатель хорошего материального положения: среди довольных своим достатком 27% имеют более одного автомобиля, то есть каждый третий, что в 2,5 раза больше в сравнении с теми, кто оценивает свое материальное положение как плохое (11%).
- Об отсутствии в семье автомобиля чаще говорят женщины (41% vs. 30% мужчин), граждане старше 60 лет (41%), россияне с неполным средним образованием (59%) и недовольные своим материальным положением (45%).
|
Популяризация отказа от личного транспорта связана с негативным влиянием автомобилей на окружающую среду. В качестве альтернативы личному авто предлагаются велосипеды, общественный транспорт и пешие прогулки. Треть россиян допускают ограничение или полный отказ от личного авто (35%), с 2018 г. показатель увеличился на 10 п.п. (25%). Доля тех, кто готов полностью отказаться от личного транспорта, за этот период выросла с 5% до 12%. Процент тех, кто не готов к отказу или ограничению пользования автомобилем ни при каких условиях, остается достаточно высоким — 53%, но за 4 года снизился на 21 п.п. (2018 г. — 74%). В целом позитивный тренд не обязательно связан с ростом экологического сознания. На это могут влиять и иные факторы — рост качества и доступности общественного транспорта, развитие пешеходной и велоинфраструктуры, рост стоимости содержания автомобиля и др.
- Ограничение пользования личным автомобилем — более мягкая мера, она пользуется большей популярностью во всех социально-демографических группах, на нее в равной степени согласны и мужчины, и женщины, россияне всех возрастов.
- Готовность к полному отказу чаще декларируют россияне старше 60 лет (15%) и 25-34-летние (14%), жители городов численностью 500-950 тыс. человек (17%), а также те, у кого в семье нет автомобиля (26%).
- Не готовы ограничивать пользование автомобилем или отказаться от него прежде всего сами автовладельцы — 66%. Процент также выше среди мужчин (56% vs. 50% среди женщин), 18-24-летних (60%), жителей городов-миллионников (59%), а также Приволжского и Уральского федеральных округов (61-62%).
|
Основной причиной неготовности отказаться от использования личного авто или ограничить его является удобство и простота такого способа передвижения (18%). В топ-5 причин вошли также наличие в семье маленьких детей (12%), поездки на работу или работа, связанная с вождением авто (по 11%), необходимость поездок в повседневной жизни и плохая работа общественного транспорта (по 10%), а также необходимость поездок за город, на дачу (8%). Помимо привычки к комфорту передвижения на личном автомобиле лидирующие позиции занимают факторы условного «вынужденного» пользования автомобилем.
- Женщины чаще говорят, что автомобиль необходим им из-за наличия маленьких детей (17% vs. 6% мужчин). Мужчины чаще отмечали, что их работа связана с управлением автомобилем (16% vs. 6% женщин).
- Владельцы авто чаще отмечали, что в семье есть маленькие дети (13%), а также что работа находится далеко или связана с управлением автомобилем (12-13%).
|
Назовите, пожалуйста, причины, по которым Вы не допускаете полный отказ от личного авто. Вы можете назвать до трех вариантов ответа
(открытый вопрос, до 3 ответов, % от тех, кто допускает ограничения или не допускает ни ограничение, ни отказ от личного авто)
| Все опрошенные | Есть ли в Вашей семье автомобиль или нет? |
Да, есть | Нет |
Удобство / проще | 18 | 18 | 20 |
Дети / маленькие дети / возить детей / школа далеко | 12 | 13 | 9 |
Поездки на работу / далеко до работы | 11 | 12 | 7 |
Работаю на автомобиле / водитель / нужен для работы | 11 | 13 | 3 |
Необходимость / автомобиль нужен / нужно съездить куда-то | 10 | 10 | 10 |
Плохая работа общественного транспорта / редко ходит / график неудобный / плохая транспортная инфраструктура | 10 | 10 | 8 |
Дача / поездки за город | 8 | 8 | 6 |
Быстрее / экономия времени | 6 | 6 | 3 |
Мобильность / свобода передвижения | 6 | 6 | 5 |
Живу за городом / далеко живу | 5 | 5 | 2 |
Путешествия / отдых / отпуск | 4 | 4 | 4 |
Проблемы со здоровьем / инвалидность | 4 | 4 | 3 |
Поездки на большие расстояния | 4 | 4 | 4 |
Семейные / хозяйственные дела / поездки в магазин | 4 | 5 | 1 |
Поездки к родственникам / родственники живут далеко | 4 | 4 | 2 |
Не роскошь, а средство передвижения | 3 | 3 | 4 |
Поездки в больницу / к врачу | 3 | 4 | 3 |
Нет общественного транспорта / без машины не доехать | 3 | 3 | 2 |
Комфорт / качество жизни | 3 | 3 | 2 |
Перевозить вещи, грузы | 3 | 3 | 1 |
Выгоднее / экономия денег / дорогой общественный транспорт, такси | 3 | 2 | 4 |
Привычка / образ жизни | 2 | 2 | 2 |
Нужен в личных целях | 2 | 2 | 2 |
Возраст | 2 | 2 | 2 |
Другое | 15 | 13 | 19 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 3 | 16 |
* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.
** С 2017 г. данные собираются методом телефонных интервью (проект «Спутник») по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров, сформированной на базе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Объем выборки телефонного опроса «Спутник» составляет 1600 респондентов. Максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.