МОСКВА, 15 декабря 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о том, что делает семью устойчивой, и о финансовых взаимоотношениях между членами семьи. Опрос проведен по заказу банка ВТБ.
Семья и что дает ей устойчивость |
Значимость родных людей в нашей жизни невозможно переоценить. Семья понимает, принимает, поддерживает, закладывает в нас представления о счастье, добре и уюте. Своей семьей опрошенные россияне считают в первую очередь родителей (66%), детей (63%), а также супругов (54%), родных братьев и сестер (49%). Бабушки и дедушки (14%), внуки и правнуки (10%), а также племянники (9%), снохи и зятья (9%), дяди и тети (8%), свекры, тесть и теща (8%) включаются в состав семьи значительно реже. Еще 5% респондентов упомянули в составе своей семьи двоюродных и троюродных братьев и сестер. И только 2% респондентов ответили, что не имеют семьи.
|
Наиболее важными условиями для стабильности и устойчивости семьи опрошенные россияне считают хорошие взаимоотношения в семье (6,7 балла из 7 возможных) и здоровье домочадцев (6,38 балла). На третьем месте — собственное жилье (6,03 балла). Далее следуют совместный семейный досуг (5,68 балла), достойный уровень дохода членов семьи (5,66 балла), разностороннее развитие членов семьи — интеллектуальное, культурное, духовное (5,65 балла), накопления, которые обеспечивают «финансовую подушку» (5,38 балла). Замыкает рейтинг бытовой комфорт семьи — хороший ремонт, мебель, техника и прочее (5,17 балла). Материальные факторы уступают факторам взаимопонимания и здоровья, а собственное жилье важнее финансовой стабильности и комфортного быта.
Важность хороших взаимоотношений между членами семьи представители молодежи 18-34 лет (6,59 балла) оценивают ниже в сравнении со средней (35-44 лет, 6,73 балла) и возрастной (45-65 лет, 6,76 балла) аудиториями; это же касается разностороннего развития членов семьи (5,43 vs. 5,75 и 5,65 балла соответственно). Собственное жилье значимо выше оценивают россияне 45-65 лет (6,20 балла) в сравнении с молодой аудиторией (5,74 балла), совместный семейный досуг важнее для граждан 35-44 лет (5,84 балла) в сравнении с молодежью (5,53 балла).
|
В рейтинге актуальных семейных целей опрошенных россиян лидируют забота о здоровье членов семьи (6,6 балла из 7 возможных) и поддержание хороших взаимоотношений (6,47 балла), то есть цели соответствуют приоритетам, от которых, по мнению наших сограждан, зависит стабильность семьи. Далее следуют материальные составляющие — поддержание достойного уровня дохода (5,98 балла) и формирование финансовых накоплений (5,64 балла). Ниже по приоритетности оказались разностороннее развитие членов семьи (5,59 балла), обеспечение совместного досуга (5,35 балла); замыкают список актуальных целей бытовой комфорт (5,29 балла) и приобретение собственного жилья (4,93 балла). Здоровье членов семьи как актуальная цель значимо важнее в старшей возрастной группе 45-65 лет (6,7 балла), чем среди молодежи 18-34 лет (6,41 балла). Это же касается поддержания хороших взаимоотношений в семье (6,62 балла vs. 6,23 балла) и разностороннего развития членов семьи (5,71 балла vs. 5,3 балла).
Говоря о том, что важно для поддержания стабильности и устойчивости в современной семье, опрошенные россияне на первые места поставили либеральность родителей по отношению к детям: готовность понимать детей (6,52 балла из 7 возможных), внимание к детям (6,48 балла), доверие им (6,43 балла) и поддержка детей в обучении (6,31 балла), диалог с ними при принятии решений (6,15 балла). Ценности послушания и подчинения старшим (4,72 балла), строгого контроля со стороны родителей (4,51 балла) уступают по приоритетности и занимают нижние строки рейтинга. Однако в старшей возрастной группе 45-65 лет они более значимы: требовательность к детям оценивается этой аудиторией на 5,4 балла (vs. 4,63 балла среди молодежи 18-34 лет), подчинение старшим членам семьи — на 4,9 балла (vs. 4,35), а строгий родительский контроль — на 4,79 балла (vs. 3,93 балла). Большинство аспектов отношений важнее для женщин, они ставили более высокие баллы данным критериям, чем мужчины, исключение составляет только послушание и подчинение старшим членам семьи. Этот параметр мужчины оценивают на 4,91 балла, а женщины — на 4,54.
|
Финансовые взаимоотношения внутри семьи |
Большинство опрошенных принимают участие в планировании семейного бюджета. Более половины обсуждают его совместно с супругом/супругой или другими членами семьи (63%), а треть принимают решения самостоятельно (28%). В целом опрошенные мужчины и женщины одинаково часто ведут бюджет совместно с другим членом семьи (62% и 63% соответственно), при этом женатые и замужние чаще всего занимаются бюджетом вдвоем (81% против 26% среди холостых и незамужних). Вместе занимаются планированием бюджета в первую очередь те, кто живет с супругом и детьми (83%), несколько реже — те, кто живет вдвоем с супругом (78%), а самостоятельно бюджет чаще всего ведут те, кто живет с детьми без других членов семьи (72%) и в одиночку (66%). Не принимают участия в планировании бюджета 5% опрошенных, преимущественно это молодые респонденты в возрасте 18-24 лет (21%), а также холостые и незамужние и те, кто живет с родителями (11%-13%).
|
Среди опрошенных россиян практически одинаковы доли тех, кто финансово помогает и не помогает взрослым членам семьи — 47% и 48% соответственно. Около трети помогают родителям (27%), а чуть менее пятой части — детям (18%), родным братьям и сестрам помогают 7% опрошенных. Причины, по которым опрошенные граждане не поддерживают финансово взрослых членов своей семьи, в основном две: в силу отсутствия такой необходимости (23%) и из-за отсутствия возможности помогать (24%). Не помогают, так как не считают это уместным, только 1% респондентов. Чаще всего своим родным финансовую помощь оказывают опрошенные старших возрастов (56% в группе 45-54 лет и 53% — в группе 55-65 лет), имеющие совершеннолетних детей (58%), кроме этого чаще помогают членам семьи респонденты с высокими потребительскими возможностями (61%).
|
Финансовую помощь от родных получают 46% респондентов, то есть практически каждый второй. От родителей ее получает треть респондентов в выборке (29%), а среди молодежи 18-24 лет — каждый второй (52%). Почти в три раза реже респонденты получают материальную поддержку от детей — 9% (среди опрошенных старшего возраста 55-65 лет показатель достигает 24%), от родных братьев и сестер — 7%. Среди тех, кому родственники не помогают финансово (49%), 30% отметили, что это обусловлено отсутствуем необходимости, а 16% — отсутствием у родных такой возможности. Еще 3% полагают, что их родные не считают помощь уместной. В целом, чем моложе респонденты, тем чаще они получают финансовую поддержку членов семьи (максимально — 62% среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет, минимально — 39%-40% в группах от 45 лет).
|
Подавляющее большинство опрошенных (94%) считают уместным финансово помогать взрослым членам семьи — 62% дали полностью утвердительный ответ «Да, финансовая помощь уместна», а 32% ответили «Скорее да». Лишь 5% считают такую помощь неуместной, а 1% затруднились ответить на вопрос. Чем моложе респонденты, тем чаще они уверены в уместности финансовой помощи (72% среди молодежи 18-24 лет, 67% — в аудитории 25-34 лет, 62% — в аудитории 45-54 лет и 51% — в группе 55-65 лет). Меньше уверены в уместности финансовой помощи взрослым членам семьи респонденты, у которых есть совершеннолетние дети (55%), в отличие от родителей несовершеннолетних (65%) и тех, у кого нет детей (70% таких ответов). В целом больше убеждены в уместности помощи те, кто сам помогает родным (70%).
Говоря о том, в каких ситуациях уместна финансовая помощь взрослым членам семьи, опрошенные россияне на первое место поставили непредвиденные обстоятельства (80%). Далее следуют образование безработных детей/внуков в вузе/ссузе (74%), выход родителей на пенсию (70%), потеря родственником работы (66%) и ремонт в доме родителей (65%), то есть речь идет о ситуациях, требующих дополнительных вложений или дополнительной финансовой поддержки.
Новогодние подарки близким: что о них думают россияне и собираются ли дарить |
Большинство опрошенных россиян считают важным делать подарки родным на Новый год (86%). Самое распространенное представление — подарки нужно делать не только детям, но и взрослым членам семьи (64%). Практически каждый пятый думает, что подарками скорее нужно порадовать детей, а взрослым их дарить не так важно (23%), и только 11% придерживаются мнения, что новогодние подарки не важны и их можно не дарить. Максимально высока доля тех, кто считает, что подарки важнее дарить детям, среди опрошенных 35-44 лет (30%), а также тех, у кого есть несовершеннолетние дети (29%) и кто живет вместе с супругом и детьми (29%). Среди более молодых респондентов выше доля тех, кто думает, что подарки важно дарить всем (77% в группе 18-24 лет), к 35 годам она снижается (56% в аудитории 35-44 лет) и затем растет в старших возрастных группах (64% в возрасте от 45 лет).
|
Дарить подарки родным на ближайший Новый год планируют 78% опрошенных, самый популярный подарок — угощения к новогоднему столу (45%). Условное второе место занимают аксессуары для новогоднего настроения (26%). Третье, четвертое и пятое места делят подарки для разностороннего развития (книги, билеты на концерт и другое) (21%, чаще — молодежь до 35 лет: 27%), бытовая техника или электроника (20%, чаще — молодежь до 35 лет: 28%) и подарки для совместного досуга (настольные игры, билеты в кино, в совместную поездку и др.) (19%). Деньги хотят подарить 15% респондентов, подарки для спорта и активного отдыха — 10%. Еще 10% опрошенных дали другие ответы, в том числе игрушки, подарки ручной работы и прочее.
|
Среди тех, кто планирует дарить подарки родным, относительное большинство (69%) собираются потратить на них не более 10 тысяч рублей. Чем лучше материальное положение респондента, тем большую сумму он готов потратить на подарки: среди респондентов с низкими потребительскими возможностями свыше половины планируют потратить сумму до 5 тысяч (58%), а среди тех, у кого высокие возможности, более половины (53%) закладывают бюджет свыше 10 тысяч, в том числе треть (34%) — более 20 тысяч рублей. Больше планируют потратить мужчины (если среди женщин 48% рассчитывают уместить расходы на подарки в бюджет до 5 тыс. руб., а более 10 тыс. ожидают потратить 15%, то среди мужчин так отвечают 34% и 26% соответственно).