Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Наука

Дарвин жив, или о вере в эволюцию

За последние 15 лет выросла доля россиян, склонных придерживаться теории Дарвина о происхождении видов. Большинство, однако, по-прежнему не верят в способность науки дать точный ответ, откуда же появился человек.
Фото:
Коротко о главном
  • 39% россиян полагают, что наука еще не может дать точного ответа на вопрос о происхождении человека (2009 г. — 37%, 2006 г. — 35%).
  • Верят в теорию эволюции 28% (+9 п.п. к 2009 г.), в божественную теорию — 23% (2009 г. — 23%).
  • 60% россиян против исключения раздела об учении Ч. Дарвина из учебников по биологии (2009 г. — 52%, 2006 г. — 65%).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • 39% россиян полагают, что наука еще не может дать точного ответа на вопрос о происхождении человека (2009 г. — 37%, 2006 г. — 35%).
  • Верят в теорию эволюции 28% (+9 п.п. к 2009 г.), в божественную теорию — 23% (2009 г. — 23%).
  • 60% россиян против исключения раздела об учении Ч. Дарвина из учебников по биологии (2009 г. — 52%, 2006 г. — 65%).

МОСКВА, 8 февраля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, как изменились взгляды россиян на вопрос о происхождении человека, к 215-летию со дня рождения Чарльза Дарвина.

Да здравствует наука!

Процесс эволюции, история нашей планеты и обширные знания о нас самих подтверждают, что происхождение человека — это сложный и многогранный процесс, требующий постоянного изучения и осмысления. Опрос ВЦИОМ показал, что в российском обществе нет единства по вопросу происхождения человека. Чаще всего наши сограждане думают, что наука пока не в состоянии объяснить, как на планете появились люди (39%, 2009 г. — 37%, 2006 г. — 35%). Сторонников дарвинизма, полагающих, что человек — продукт многомиллионной эволюционной цепи, в которой взаимодействие мутаций, естественного отбора и адаптации позволило ему вырасти из приматов, чуть более четверти (28%, 2009 г. — 19%, 2006 г. — 24%).

Чуть меньше насчитывается сторонников креационизма, считающих, что человека, как и все живое на Земле, создал Бог (23%, 2009 г. — 23%, 2006 г. — 24%). За 15 лет картина мира россиян изменилась не сильно, можно отметить рост популярности теории эволюции, но доли сторонников божественного объяснения происхождения человека и тех, кто считает, что ответ на этот вопрос наукой еще не найден, остались такими же.

  • Сторонников дарвинизма отличает молодой возраст (18-24 лет — 59%, 25-34 лет — 40%), атеизм (56%), а также активное пользование глобальной сетью (38%).
  • Среди тех, кто склоняется к религиозной версии происхождения человека, выше процент женщин (26% vs. 20% мужчин), россиян старше 60 лет (29%), со средним образованием (29%), граждан, исповедующих ислам (56%), и жителей Северо-Кавказского федерального округа (46%).
  • Среди граждан старше 45 лет 44% убеждены, что наука не готова объяснить происхождение человека. Об этом также чаще говорят жители Северо-Западного (47%) и Сибирского (49%) федеральных округов и те, кто колеблется между верой и неверием (60%).
  • Человек произошел от космических пришельцев — так думают 3% россиян, среди мужчин — 5% (vs. 2% среди женщин), 16% тех, кто затруднился определить свое мировоззрение / религию.

 

Преподавать или не преподавать, вот в чем вопрос

Теория Дарвина — важная научная концепция, объясняющая развитие жизни на нашей планете, но далеко не единственная. Идея о том, что человек произошел от обезьяны, имеет как приверженцев, так и критиков. Это делает вопрос о преподавании теории естественного отбора в школьном курсе биологии дискуссионным. Есть в том числе предложения исключить теорию Ч. Дарвина из школьного курса. Эту идею поддерживают 30% россиян, и это максимум за время наблюдений (2006 г. и 2009 г. по 20%). Преимущественно это граждане старше 45 лет (36-37%), сельские жители (41%), а также те, кто исповедует ислам (44%) и верит в божественное происхождение человека (47%).

Против исключения из учебников по биологии раздела об учении Ч. Дарвина выступили шесть из десяти наших сограждан (60%, 2009 г. — 52%, 2006 г. — 65%). Среди сторонников теории эволюции показатель максимален — 89%, среди молодежи — 78-75%. Чаще этот вариант ответа выбирали также жители обеих столиц (73%), городов-миллионников (76%) и неверующие россияне (82%).

Говоря о том, каким образом нужно преподавать теории происхождения человека в школе и вузах, 62% наших сограждан выбрали вариант «преподавать оба взгляда на происхождение человека» (+4 п.п. к 2009 г.). Каждый пятый склоняется к тому, чтобы преподавать только естественную теорию происхождения человека (дарвинизм), — 21% (+5 п.п. к 2009 г.). Еще 7% считают, что нужно оставить только божественную теорию происхождения человека.

  • За преподавание обеих теорий чаще высказываются молодые люди до 25 лет (70%), те, кто называют себя верующими, но не принадлежат к какой-либо конфессии (79%), а также те, кто не верит, что наука может сегодня дать ответ на вопрос о происхождении человека (71%).
  • Нужно оставить только естественную теорию — этот тезис поддерживают 51% атеистов и 45% сторонников дарвинизма.
  • За преподавание только божественной теории чаще выступают те, кто сам является сторонником этого подхода (24%), и исповедующие ислам россияне (25%).

 

 

4 февраля 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 4 февраля 2024 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,8122; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0166; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1117. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом:  

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Продолжается дискуссия о различных взглядах на происхождение человека. Какой из них, на Ваш взгляд, является наиболее верным?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2006

2009

2024

Считаю, что современная наука пока не в состоянии ответить на этот вопрос

35

37

39

Человек произошел от обезьяны в ходе естественной эволюции

24

19

28

Человек был создан богом / высшими силами

24

23

23

Человек произошел от космических пришельцев

5

3

3

Меня происхождение человека мало интересует

7

8

1

Другой

0

0

2

Затрудняюсь ответить

5

10

4

Продолжается дискуссия о различных взглядах на происхождение человека. Какой из них, на Ваш взгляд, является наиболее верным?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Считаю, что современная наука пока не в состоянии ответить на этот вопрос

39

40

39

21

36

37

44

44

Человек произошел от обезьяны в ходе естественной эволюции

28

28

28

59

40

29

20

17

Человек был создан богом / высшими силами

23

20

26

12

15

23

25

29

Человек произошел от космических пришельцев

3

5

2

3

2

3

5

3

Меня происхождение человека мало интересует

1

1

1

0

1

1

1

0

Другой

2

2

2

3

1

3

2

2

Затрудняюсь ответить

4

4

2

2

5

4

3

5

Продолжается дискуссия о различных взглядах на происхождение человека. Какой из них, на Ваш взгляд, является наиболее верным?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Последователем какого мировоззрения или религии Вы себя считаете?*

Православие

Ислам

Являюсь верующим, но к какой-либо конкретной конфессии не принадлежу

Неверующий

Колеблюсь между верой и неверием

Другое

Затруднились ответить

Считаю, что современная наука пока не в состоянии ответить на этот вопрос

39

40

10

46

37

60

34

26

Человек произошел от обезьяны в ходе естественной эволюции

28

24

13

30

56

22

28

24

Человек был создан богом / высшими силами

23

27

56

12

0

6

18

8

Человек произошел от космических пришельцев

3

3

6

2

2

8

4

16

Меня происхождение человека мало интересует

1

1

0

0

0

1

0

4

Другой

2

1

1

4

2

3

12

6

Затрудняюсь ответить

4

4

14

6

3

0

4

16

* В таблице не представлены другие варианты ответа по этому вопросу из-за малых для анализа процентов: католицизм, протестантизм (пятидесятничество, адвентизм, лютеранство и так далее), иудаизм, буддизм.

Сейчас в школьный курс по биологии включено преподавание теории естественного отбора Дарвина, согласно которой люди произошли от обезьяны. Есть предложение исключить этот раздел из учебников. А Вы поддерживаете или не поддерживаете идею исключить теорию Дарвина из школьных учебников?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2006

2009

2024

Безусловно, поддерживаю

7

7

14

Скорее поддерживаю

13

13

16

Скорее не поддерживаю

41

34

27

Безусловно, не поддерживаю

24

18

33

Затрудняюсь ответить

15

28

10

Сейчас в школьный курс по биологии включено преподавание теории естественного отбора Дарвина, согласно которой люди произошли от обезьяны. Есть предложение исключить этот раздел из учебников. А Вы поддерживаете или не поддерживаете идею исключить теорию Дарвина из школьных учебников?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Безусловно, поддерживаю

14

17

11

6

7

11

20

16

Скорее поддерживаю

16

14

18

13

10

15

16

21

Скорее не поддерживаю

27

25

30

24

28

30

32

23

Безусловно, не поддерживаю

33

34

31

54

47

35

26

22

Затрудняюсь ответить

10

10

10

3

8

9

6

18

Каким образом, на Ваш взгляд, следует преподавать теории происхождения человека в школе, вузах?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2006

2009

2024

Преподавать только естественную теорию происхождения человека (дарвинизм)

17

16

21

Преподавать только божественную теорию происхождения человека

9

7

7

Преподавать оба взгляда на происхождение человека

63

58

62

Затрудняюсь ответить

11

19

10

Каким образом, на Ваш взгляд, следует преподавать теории происхождения человека в школе, вузах?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Преподавать только естественную теорию происхождения человека (дарвинизм)

21

21

21

26

25

24

17

19

Преподавать только божественную теорию происхождения человека

7

8

6

2

4

6

10

8

Преподавать оба взгляда на происхождение человека

62

58

65

70

65

63

65

54

Затрудняюсь ответить

10

13

8

2

6

7

8

19

До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07