МОСКВА, 17 июня 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают уровень инфляции и какой стратегии потребительского поведения придерживаются.
Индекс субъективных оценок инфляции* в России в мае с.г. составил 62 пункта. Это на четверть меньше, чем в мае 2008 г., когда он составил 82 пункта. Заметное снижение индекса произошло благодаря уменьшению доли респондентов, считающих инфляцию очень высокой (до 37%), и увеличению доли называющих её умеренной (до 44%) или низкой (до 9%).
Высоким уровень инфляции считают, в первую очередь, столичные жители (51%) и малообеспеченные респонденты (53%). Умеренным рост цен видится жителям средних и малых городов (46-47%) и обеспеченным согражданам (53%).
Большинство россиян сегодня живет в режиме постоянной экономии, причем доля таких респондентов за последний месяц только увеличилась (с 57 до 60%). Ограничивают себя, в первую очередь, дальневосточники (73%). Еще 14% начали экономить сравнительно недавно - в первую очередь, это южане (21%). Перестали экономить некоторое время назад 7% опрошенных. Стабильной остается доля россиян, которые вообще никогда не экономят - 14%, чаще всего так отвечали жители Сибирского округа (19%). Постоянно экономит более чем три четверти малообеспеченных респондентов (82%) и пенсионеры (71%). Что касается обеспеченных россиян, то почти половина из них вообще не ограничивает себя (43%), а каждый пятый начал экономить лишь недавно (22%).
Оказавшись в ситуации нехватки средств на необходимые платежи, россияне чаще всего выбирают отказ от покупок и расходов в принципе (36%). На втором месте - ставшая менее популярной экономия и накопление нужной суммы (снижение с 35% до 30%). Копить предпочитают в основном жители крупных городов (34%) и сёл (34%), россияне со средним уровнем доходов (35%). Отказ от расходов наиболее характерен для москвичей и петербуржцев (47%), малообеспеченных (52%).
В меньшинстве - те, кто для решения финансовых проблем возьмут кредит или займут деньги у знакомых, но этот способ решения финансовых проблем быстро возвращает себе популярность (с 19% в марте до 26% в мае с.г.). Прежде всего кредитоваться готовы жители малых городов (30%), материально обеспеченные (40%) и мужчины (28% против 24% среди женщин).
*Индекс субъективных оценок инфляции - показывает, как россияне оценивают уровень инфляции. Чем выше значение показателя, тем более высоким россияне считают уровень инфляции.