МОСКВА, 28 декабря 2005 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, насколько россияне информированы относительно того, что почти вся легально получаемая чёрная икра идёт на экспорт, а на российском рынке остаётся только нелегальная; следует ли из-за этого отказаться от её употребления и чем для россиян является чёрная икра. Исследование было проведено в сентябре с. г. по заказу Всемирного фонда защиты дикой природы (WWF).
Большинство респондентов, 73%, слышали о том, что икра, которую продают в наших магазинах, является продуктом браконьерского промысла, поскольку уже несколько лет почти вся легально вылавливаемая икра идет на экспорт. Около четверти опрошенных, 24%, ничего об этом не слышали. Респонденты с доходами свыше 3000 рублей на члена семьи в месяц, как правило, лучше информированы в этом вопросе (79–80%), чем менее обеспеченные опрошенные (69–70%).
Почти для половины респондентов (46%) чёрная икра – это прежде всего непозволительная роскошь. Четверть опрошенных (24%) видят в ней в первую очередь полезный для здоровья продукт; 21% – показатель благосостояния человека. Каждый пятый россиянин, 19%, воспринимает икру как продукт «чёрного рынка», спрос на который приводит к уничтожению осетровых рыб. Реже икра ассоциируется с национальным русским продуктом (15%) или рассматривается как важная статья российского экспорта (6%).
Отношение к чёрной икре как непозволительной роскоши наиболее характерно для людей 60 лет и старше (61%, для сравнения среди респондентов до 35 лет – 34–37%). В качестве полезной для здоровья пищи её воспринимают прежде всего респонденты до 35 лет (28–30%, тогда как в группе «60+» – 19%). Ассоциация «национальный русский продукт» чаще возникает у молодёжи (20% в самой молодой группе, 9% – в старшей).
Отказываться от употребления черной икры не следует, а государство обязано обеспечить контроль поступления на рынок легальной икры, считают 44% респондентов. Ещё 30% высказываются за более жёсткие меры: икра должна продаваться только в специализированных магазинах, а государство должно обладать монополией на добычу икры и торговлю ею. «Крайние» точки зрения: людям следует отказаться от употребления в пищу черной икры, чтобы спасти рыб ценных пород, или противоположное мнение – главное, что люди могут купить икру по доступной цене, а остальное не важно, – менее популярны (7 и 9%).