МОСКВА, 18 сентября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ в партнерстве с «Агропромцифра» представляет результаты опроса россиян о применении технологий искусственного интеллекта в сельском хозяйстве.
ИИ в офисе и в поле |
Искусственный интеллект активно проникает в привычную нам жизнь, становясь неотъемлемой частью во многих сферах, в том числе в бизнесе и сельском хозяйстве. На Конференции «Применение ИИ и робототехники в сельском хозяйстве» были озвучены следующие данные: к 2030 г. уровень цифровой зрелости в сельском хозяйстве может достичь почти 100%, хотя к 2025 г. эта отрасль оцифрована чуть более чем на 60%. Несмотря на оптимизм специалистов, большинство россиян либо впервые слышат о том, что в сельском хозяйстве применяют ИИ, либо знают об этом поверхностно: только каждый десятый по самооценке хорошо осведомлен об этом. Даже самые молодые и подкованные в технологиях россияне (поколение цифры) показывают невысокую информированность. По-видимому, существует разрыв между реальными технологическими процессами в сельском хозяйстве и массовым представлением о них.
|
О плюсах… |
Ожидания от применения ИИ в сельском хозяйстве довольно практичны и связаны с контролем и эффективностью: россияне воспринимают технологии прежде всего как способ следить за состоянием земли, воды, растений и животных, оптимизировать процессы и снижать издержки, повышать качество сельхозпродукции. Забота о животных и селекция воспринимаются важными, но скорее второстепенными аргументами по сравнению с экономией ресурсов.
Молодежь проявляет больший энтузиазм. Чаще выбирая все перечисленные возможности, она видит в них в том числе инструмент будущего — для мониторинга, прогнозирования, предсказания урожайности, селекции. Старшие же поколения относятся к теме осторожнее и зачастую затрудняются с ответом.
Наиболее осторожны также и жители села: чем меньше размер населенного пункта, тем реже россияне называют плюсы применения технологий ИИ в сельском хозяйстве. Складывается парадокс: города смотрят на ИИ как на перспективного и умного помощника в сельском хозяйстве, в то время как сами сельские территории (те, где новшества могли бы дать максимальный эффект) демонстрируют скепсис и неосведомленность. Скорее всего, привычный опыт ведения хозяйства перевешивает доверие новым технологиям.
…и минусах |
Главные опасения, связанные с применением ИИ в сельском хозяйстве, касаются не качества продукции, а социальных и технологических рисков. Чаще всего россияне говорят о потере рабочих мест и киберугрозах, которые могут вывести из строя оборудование. На втором плане сбои автономных систем, угроза урожайности и высокая стоимость внедрения новых технологий.
Молодежь чаще других отмечает угрозу безработицы, цифровых атак и снижение контроля над процессами, но также и чаще не видит никаких угроз. Старшие поколения имеют менее сформированные представления об угрозах и часто затрудняются с ответом на вопрос.
В целом картина двойственная: с одной стороны, ИИ в сельском хозяйстве воспринимается как реальный инструмент контроля и экономии, с другой — как источник новых уязвимостей (только 8% отметили, что минусов у применения ИИ в сельском хозяйстве нет). Общество видит в таких технологиях одновременно практичного помощника и потенциального конкурента, способного не только облегчить труд, но и вытеснить человека с привычных позиций.
Стоит попробовать? |
Отношение россиян к сельскохозяйственным продуктам, произведенным с применением ИИ, скорее неоднозначное и во многом зависит от возраста. Каждый третий в принципе готов употреблять такие продукты, но столько же осторожны, решение они готовы принять лишь при понимании, какие именно технологии применялись. Четверть опрошенных выражают прямое недоверие и не готовы покупать агропродукцию, произведенную с применением ИИ.
Молодежь чаще других демонстрирует готовность к «ИИ-продукции» на тарелке (каждый второй в поколении цифры и младших миллениалов), и косвенно это указывает на то, что в ближайшем будущем такие продукты могут стать нормой. Но с возрастом энтузиазм убавляется и нарастает сомнение. Целевой группой такой продукции с высокой долей вероятности станут жители крупных городов, столиц: здесь готовность употреблять такие продукты в два раза выше, чем на селе.
Согласие россиян употреблять продукты, произведенные с применением ИИ, напрямую связано с уровнем информированности: чем лучше люди знают о таких технологиях, тем выше их доверие. Те, кто знаком с темой, чаще выражают готовность покупать такие продукты, тогда как среди тех, кто слышит впервые, заметно выше доля недоверия. Иначе говоря, информированность рождает принятие, а незнание — скепсис: ключевой фактор здесь не сами технологии, а то, насколько ясно и доступно их объясняют обществу.
Автор: Татьяна Смак
«В нашей стране внедрение ИИ в сельское хозяйство находится в фазе становления. Как показывают результаты исследования Аналитического центра ВЦИОМ, только четверть компаний АПК используют ИИ в режиме промышленной эксплуатации. Для россиян ИИ-зация сельского хозяйства скорее несет фоновый характер и отстает от реальных технологических процессов. Практичность и эффективность, которые все так ожидают от ИИ, сельчане воспринимают настороженно. Прямые благополучатели реже городских жителей осведомлены об использовании ИИ в сельхозсекторе и склонны следовать привычным паттернам сельской жизни без вмешательства ИИ-новшеств. Сегодня инструменты ИИ – скорее удел средних и крупных компаний (при этом и они сталкиваются с проблемами финансов, кадров, данных), но никак не отдельных аграриев, для которых вложения и потенциальные преимущества не очевидны».
Перейти к странице эксперта