МОСКВА, 06 октября 2006 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, каким источникам информации россияне отдают предпочтение, как часто пользуются Интернетом и в каких целях, что думают о всемирной сети.
Подавляющее большинство россиян – 85% – предпочитают получать информацию из передач центрального телевидения. В числе часто используемых источников информации 40% респондентов отмечают областное телевидение, 32% – региональное, 31% – центральные газеты. Региональные и областные газеты указывают 27% и 23% опрошенных. Интернет используют лишь 13% россиян, что сравнимо с показателями популярности областного и регионального радио (13% и 10%). Наибольшая доля людей, часто использующих Интернет в качестве источника информации, проживает в Москве и Санкт-Петербурге – 26%. В крупных и средних городах их доля сокращается до 16–18%, а в небольших городах и селах – до 7–10%.
За год телевидение увеличило свою аудиторию: доля россиян, использующих центральное телевидение для получения информации, возросло с 76% до 85%, областное – с 32% до 40%, региональное с 28% до 32%. Доля Интернета выросла мало: с 10 до 13%.
Тем не менее сегодня Интернетом пользуется уже почти четверть россиян. Из них 5% используют ресурсы глобальной сети ежедневно, еще 8% делают это несколько раз в неделю, 6% – несколько раз в месяц, 4% – эпизодически.
Чаще остальных обращаются к Интернет-ресурсам люди с высшим и незаконченным высшим образованием: 25% из них используют Интернет не реже нескольких раз в неделю, 11% – несколько раз в месяц, еще 9% – не менее 1 раза в полгода. Минимальной оказалась в данной группе доля тех, кто Интернетом не пользуется в принципе – 54%. Обратная ситуация сложилась среди респондентов с образованием ниже среднего: лишь 4% представителей данной группы выходят в Интернет хотя бы несколько раз в неделю, в то время как 92% из них заявили, что вообще не пользуются ресурсами «всемирной паутины».
Большинство пользователей Интернета – 77% – нуждается в нем для решения вопросов, связанных с работой или учебой. 44% опрошенных выходят в Интернет, чтобы почитать новости и воспользоваться электронной почтой. Каждый пятый респондент в Интернете общается или занимается просмотром фильмов и прослушиванием музыки. Играют во всемирной сети 11% российских пользователей Интернета.
Наиболее активные «интернетчики» – обеспеченные россияне (с доходом на одного человека более 5000 рублей в месяц). Они чаще остальных используют электронную почту (54%) и новостные сайты (52%), а также общаются в сети (27%) и ищут через Интернет друзей (15%). Люди с небольшим достатком (доход менее 1500 тысяч рублей на человека в месяц) чаще других используют Интернет для скачивания музыки и фильмов (в 25% случаев).
Рассматривая Интернет как один из каналов получения информации, 44% россиян соглашаются с точкой зрения, что это, прежде всего, мощный ресурс получения оперативной и достоверной информации. В то же время 27% опрошенных относятся к нему более настороженно, отмечая фактическое отсутствие контроля на просторах всемирной сети.
В целом позитивно оценивают россияне и роль Интернета в организации общения людей: 43% респондентов полагают, что с его помощью люди становятся ближе друг к другу. Не согласны с ними 28% опрошенных.
Более половины населения России (54%) признают, что Интернет оказывает большое влияние на многие сферы жизни. Противоположной точки зрения придерживаются 19% респондентов: они видят во всемирной компьютерной сети всего лишь игрушку и модное увлечение.
Россияне в целом терпимо относятся к «интернетчикам» или активным пользователям Интернета. 47% опрошенных не видят существенных отличий этой группы от остальных людей. 22%, напротив, отмечают, что чрезмерное увлечение Интернетом ощутимо сказывается на человеке, делая его непохожим на обычных людей.