МОСКВА, 01 сентября 2006 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что респонденты думают о задачах российской школы; о советской системе школьного образования; о том, помогает ли современная школа стать гармонически развитой личностью и достичь успеха в жизни.
В наши дни школа должна выпускать прежде всего образованных людей, подготовленных к будущей профессиональной деятельности, считает почти половина опрошенных – 45% (по сравнению с прошлым годом сторонников этой точки зрения стало больше на 4%). Пятая часть респондентов (20%, годом раньше было 23%) полагает, что главная задача школы – подготовить культурных людей с широким кругозором. На материальной стороне вопроса – подготовке людей, способных обеспечить своё благосостояние – делают акцент 14% опрошенных. Нравственный аспект выделяют 11% респондентов, полагающих, что школа должна готовить просто хороших людей, достойных семьянинов. И 5% видят главную задачу школы в воспитании патриотов своей страны.
Респонденты с высшим и незаконченным высшим образованием придают больше значения, чем менее образованные опрошенные, широкому кругозору. При этом в группе с образованием ниже среднего больше всего доля тех, кто считает задачей школы не образование, а воспитание «хороших людей» (18% против 8–11% в остальных группах).
Обучение в современной школе позволяет ребёнку стать гармонично развитой личностью с широким кругозором и хорошей физической подготовкой, указывают 47% опрошенных. Их оптимизма не разделяют 36% респондентов, считающих, что школа наносит ущерб психическому и физическому здоровью ребёнка. Соотношение положительных оценок (что школа развивает детей) и отрицательных (что калечит) наиболее благоприятно в самой молодой возрастной группе: 53% к 30%; наименее благоприятно – в группе 45–59 лет, мнения в которой разделились: 43% к 41%.
Чтобы сделать хорошую карьеру, добиться успеха в жизни, нужно хорошо учиться в школе, отмечает 51% опрошенных. Немало и тех, 40%, кто считает, что на карьеру и успех не влияет то, как человек учился в школе. Респонденты до 35 лет делятся практически на равные группы: тех, кто полагает, что жизненный успех зависит от успеваемости в школе, и тех, кто так не считает. Опрошенные после 35 лет склоняются в пользу мнения, что хорошая учёба в школе – необходимое условие карьерного роста в будущем.
Доминирующим мнением относительно устройства образовательной системы является «советский консерватизм»: 54% опрошенных склоны считать, что советская система школьного образования была лучшей в мире и её следовало бы сохранить. Только 37%, полагают, что советская система устарела и её реформа назрела. Чем ниже образовательный уровень респондента, тем больше он уверен в преимуществах советской системы (так считают, например, 62% россиян с образованием ниже среднего). В группе же с высшим и незаконченным высшим образованием 51% высказывается за сохранение советской системы, а 44% – за её реформирование.
Такое обсуждаемое изменение в отечественной образовательной системе, как переход к обязательному 12-летнему образованию, сегодня встречает широкую оппозицию в обществе. Поддержать такую перспективу готовы лишь 23% опрошенных, осуждают её 63%. Несколько выше поддержка идеи двенадцатилетки в группе респондентов, относящих себя к материально обеспеченным (32%). В менее финансово благополучных группах эта идея импонирует лишь каждому пятому – 22%.