МОСКВА, 19 октября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса, посвященного мнению россиян о положении Русской православной церкви в российском обществе.
Церковь и политика |
Церковь — важный социальный институт, деятельность которого находит отражение во многих сферах жизни современного общества. Она формирует систему ценностей, активно участвует в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, способствует повышению уровня социальной сплоченности. И хотя православие остается доминирующей религией в России[1], доля признающих влияние Русской православной церкви на различные сферы нашей жизни за последние 10 лет несколько снизилась. Как и в 2012 году, россияне отмечают влияние РПЦ в первую очередь на духовно-нравственное состояние общества (51%, 2012 г. — 63%). Половина опрошенных также признают роль церкви в решении внутриполитических вопросов; это единственная сфера, мнение о которой с годами не изменилось (2022 и 2012 гг. — 50%). Около трети россиян говорят о влиянии РПЦ на их собственную жизнь (35%), в 2012 году об этом сообщал каждый второй (49%). Наименьший вес Русская православная церковь, по мнению россиян, имеет в международной политике (34%, 2012 г. — 43%). При этом речь идет скорее о несущественном воздействии РПЦ на данные сферы жизни, доля отмечающих сильное влияние на них сегодня варьируется от 9% до 14%.
Представления о положении РПЦ в современном российском обществе имеют четко выраженную поколенческую специфику. С возрастом влияние церкви на жизнь россиян растет (42% среди 60+ vs. 19% среди 18-24-летних). Представители старшего поколения также чаще 18-24-летних поддерживают мнение, что РПЦ воздействует на духовно-нравственное состояние общества (61% vs. 40%), а молодежь говорит о ее роли в решении внутриполитических задач (60% vs. 54% среди 60+). |
Светское vs. религиозное: ожидание и реальность |
Взгляд россиян на отношения между церковью, государством и обществом за последние 10 лет не претерпели изменений. Более половины наших сограждан допускают вмешательство церкви в общественную и политическую жизнь (58%). Из них 45% полагают, что она должна влиять на духовную жизнь всего общества, не вмешиваясь в политику и государственные дела, 13% выступают за ее активное участие в обсуждении и решении проблем как общества, так и государства. Треть опрошенных — приверженцы крайней формы светскости, в их представлении церкви следует заниматься исключительно проблемами веры и религии (33%).
Несмотря на относительную солидарность по предыдущему вопросу, мнения россиян о действительных взаимоотношениях между светским и религиозным разделились. Если в 2012 году позиция «РПЦ строит свои отношения с обществом и государством так, как нужно» была доминирующей (43%), то спустя 10 лет доля ее сторонников снизилась до 30%. Сегодня треть опрошенных склоняются к тому, что церковь слишком активна в жизни общества и делах государства, ей стоит уделять больше внимания духовным вопросам (31%). За анализируемый период показатель вырос на 12 п.п. (2012 г. — 19%). Вдвое чаще эта точка зрения распространена среди тех, кто выступает против общественного и политического вмешательства церкви (64%). Каждый восьмой считает влияние РПЦ на жизнь общества и государства недостаточным (12%, −11 п.п. к 2012 г.); среди сторонников активного участия церкви в политической и общественной жизни так думают в 2,5 раза чаще (31%). Таким образом, с годами все больше граждан заявляют об активном участии церкви в общественных и политических делах, однако доля признающих ее влияние на различные сферы жизни, напротив, снижается.
Слишком активным участие РПЦ в жизни общества считают мужчины (38%), молодежь 18-34 лет (59-45%), россияне с неоконченным и высшим образованием (38%), москвичи и петербуржцы (44%), а также активные пользователи интернета (52%). Представители данных социально-демографических групп выступают за то, чтобы деятельность церкви ограничивалась вопросами религии и веры (41%, 61-51%, 38%, 44%, 55% соответственно). Представители старших возрастных когорт (45+) и активные пользователи телевидения и интернета чаще других поддерживают «сближение» церкви, власти и общества (по 17%). Они же выступают против вмешательства церкви в государственные дела (54% среди 45-59-летних и 52% соответственно). |
Каждый пятый опрошенный ответил, что не стал бы ничего менять в деятельности православной церкви, имея такую возможность (22%). В целом данный вопрос вызвал затруднения: на него не смогли ответить более половины наших сограждан (53%). В числе содержательных ответов — сделать бесплатными услуги церкви (5%), запретить священникам приобретать предметы роскоши (4%), ограничить деятельность РПЦ в политике, сфере образования и науке (4%); среди тех, кто считает деятельность РПЦ чрезмерно активной, эту инициативу поддержал каждый десятый (11%). Еще 3% предложили введение церковного налога, 2% — отменить государственную поддержку, сделать упор на духовных вопросах и быть ближе к народу.
[1] По данным мартовского опроса ВЦИОМ, 68% россиян являются последователями православной веры.
«Снижение доверия к РПЦ среди религиозных людей — один из удивительных феноменов, ведь казалось, что запас прочности у этого института почти бездонный.
Полагаю, одним из факторов, оказавших негативное влияние, стали современные принципы организации церковной структуры. С одной стороны, они близки по своей сути к закрытым военным учреждениям, то есть там нет достаточной свободы и прозрачности. Вероятно, отчасти этим объясняется, что вопрос “Если бы у Вас была возможность повлиять на деятельность православной церкви, ее служителей, что бы Вы в ней изменили?” вызвал у россиян затруднения, на него не смогли ответить более половины наших сограждан (53%). С тем же успехом можно было бы спросить, например, про улучшение работы отечественных спецслужб.
Наравне с этим, по данным социологических исследований, среднее время исповеди одного человека в храмах РПЦ на территории России составляет 3,9 мин. (4,7 мин. — верхняя граница оценки). Опрошенные священники отмечают, что они попросту не в состоянии запомнить людей, не то что выстроить с ними личные отношения. Еще четыре года назад можно было достоверно сказать, что повышения роста практикующих верующих невозможно ожидать, пока не вырастет соответствующим образом количество священников и не станет возможным формирование “вовлекающего” типа пастырского действия. Нехватка времени влияет не только на формирование религиозной жизни верующих, но и на структурирование пастырских практик самих священников[1].
Если говорить о самих православных верующих, то крайне интересна группа людей, считающих себя православными, но не посещающих церковь. Исследователи[2] отмечают, что такие респонденты отнюдь не чужды религиозности, но посещение храма не значимо для их жизни. Иными словами, классический критерий измерения религиозности в соответствии с посещаемостью храма в их группе не работает. При этом речь идет не об атеистах и не об агностиках. Эти респонденты обнаруживают свой уникальный тип религиозности, фреймированный институциональным православием и христианским учением в целом. Но при этом данная группа ничем, кроме названия, не связана с институциональным православием и даже в каком-то смысле противостоит ему: 10% опрошенных сообщили, что не верят в Бога, 22% убеждены, что они могут быть христианами и без церкви».
[1] Емельянов Н.Н. Парадокс религиозности: откуда берутся верующие? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 2. С. 32—48. https://www.doi.org/10.14515/monitoring.2018.2.02.
[2] Маркин К. В. Между верой и неверием: непрактикующие православные в контексте российской социологии религии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 2. С. 274—290. https://www.doi.org/10.14515/monitoring.2018.2.16.