Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Константин Андреев/ТАСС
Культура

Церковь и общество: мониторинг

За последнее десятилетие влияние РПЦ на общественную жизнь в стране несколько снизилось, показывают опросы.
Фото:
Коротко о главном
  • Каждый второй россиянин отмечает влияние РПЦ на духовно-нравственное состояние общества (51%, −12 п.п. с 2012 г.).
  • 45% граждан считают, что церковь должна влиять на духовную жизнь всего общества, но вмешиваться в политику и государственные дела ей не следует.
  • По мнению трети опрошенных, церковь слишком активна в жизни общества и делах государства, ей стоит уделять больше внимания духовным вопросам (31%).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Каждый второй россиянин отмечает влияние РПЦ на духовно-нравственное состояние общества (51%, −12 п.п. с 2012 г.).
  • 45% граждан считают, что церковь должна влиять на духовную жизнь всего общества, но вмешиваться в политику и государственные дела ей не следует.
  • По мнению трети опрошенных, церковь слишком активна в жизни общества и делах государства, ей стоит уделять больше внимания духовным вопросам (31%).

МОСКВА, 19 октября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса, посвященного мнению россиян о положении Русской православной церкви в российском обществе.

Церковь и политика

Церковь — важный социальный институт, деятельность которого находит отражение во многих сферах жизни современного общества. Она формирует систему ценностей, активно участвует в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, способствует повышению уровня социальной сплоченности. И хотя православие остается доминирующей религией в России[1], доля признающих влияние Русской православной церкви на различные сферы нашей жизни за последние 10 лет несколько снизилась. Как и в 2012 году, россияне отмечают влияние РПЦ в первую очередь на духовно-нравственное состояние общества (51%, 2012 г. — 63%). Половина опрошенных также признают роль церкви в решении внутриполитических вопросов; это единственная сфера, мнение о которой с годами не изменилось (2022 и 2012 гг. — 50%). Около трети россиян говорят о влиянии РПЦ на их собственную жизнь (35%), в 2012 году об этом сообщал каждый второй (49%). Наименьший вес Русская православная церковь, по мнению россиян, имеет в международной политике (34%, 2012 г. — 43%). При этом речь идет скорее о несущественном воздействии РПЦ на данные сферы жизни, доля отмечающих сильное влияние на них сегодня варьируется от 9% до 14%.

Представления о положении РПЦ в современном российском обществе имеют четко выраженную поколенческую специфику. С возрастом влияние церкви на жизнь россиян растет (42% среди 60+ vs. 19% среди 18-24-летних). Представители старшего поколения также чаще 18-24-летних поддерживают мнение, что РПЦ воздействует на духовно-нравственное состояние общества (61% vs. 40%), а молодежь говорит о ее роли в решении внутриполитических задач (60% vs. 54% среди 60+).

 

Светское vs. религиозное: ожидание и реальность

Взгляд россиян на отношения между церковью, государством и обществом за последние 10 лет не претерпели изменений. Более половины наших сограждан допускают вмешательство церкви в общественную и политическую жизнь (58%). Из них 45% полагают, что она должна влиять на духовную жизнь всего общества, не вмешиваясь в политику и государственные дела, 13% выступают за ее активное участие в обсуждении и решении проблем как общества, так и государства. Треть опрошенных — приверженцы крайней формы светскости, в их представлении церкви следует заниматься исключительно проблемами веры и религии (33%).

Несмотря на относительную солидарность по предыдущему вопросу, мнения россиян о действительных взаимоотношениях между светским и религиозным разделились. Если в 2012 году позиция «РПЦ строит свои отношения с обществом и государством так, как нужно» была доминирующей (43%), то спустя 10 лет доля ее сторонников снизилась до 30%. Сегодня треть опрошенных склоняются к тому, что церковь слишком активна в жизни общества и делах государства, ей стоит уделять больше внимания духовным вопросам (31%). За анализируемый период показатель вырос на 12 п.п. (2012 г. — 19%). Вдвое чаще эта точка зрения распространена среди тех, кто выступает против общественного и политического вмешательства церкви (64%). Каждый восьмой считает влияние РПЦ на жизнь общества и государства недостаточным (12%, −11 п.п. к 2012 г.); среди сторонников активного участия церкви в политической и общественной жизни так думают в 2,5 раза чаще (31%). Таким образом, с годами все больше граждан заявляют об активном участии церкви в общественных и политических делах, однако доля признающих ее влияние на различные сферы жизни, напротив, снижается.

Слишком активным участие РПЦ в жизни общества считают мужчины (38%), молодежь 18-34 лет (59-45%), россияне с неоконченным и высшим образованием (38%), москвичи и петербуржцы (44%), а также активные пользователи интернета (52%). Представители данных социально-демографических групп выступают за то, чтобы деятельность церкви ограничивалась вопросами религии и веры (41%, 61-51%, 38%, 44%, 55% соответственно).

Представители старших возрастных когорт (45+) и активные пользователи телевидения и интернета чаще других поддерживают «сближение» церкви, власти и общества (по 17%). Они же выступают против вмешательства церкви в государственные дела (54% среди 45-59-летних и 52% соответственно).

 

Каждый пятый опрошенный ответил, что не стал бы ничего менять в деятельности православной церкви, имея такую возможность (22%). В целом данный вопрос вызвал затруднения: на него не смогли ответить более половины наших сограждан (53%). В числе содержательных ответов — сделать бесплатными услуги церкви (5%), запретить священникам приобретать предметы роскоши (4%), ограничить деятельность РПЦ в политике, сфере образования и науке (4%); среди тех, кто считает деятельность РПЦ чрезмерно активной, эту инициативу поддержал каждый десятый (11%). Еще 3% предложили введение церковного налога, 2% — отменить государственную поддержку, сделать упор на духовных вопросах и быть ближе к народу.


[1] По данным мартовского опроса ВЦИОМ, 68% россиян являются последователями православной веры.

11 августа 2022 г.

Инициативный всероссийский интернет-опрос «ВЦИОМ-Онлайн»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Интернет-опрос «ВЦИОМ-Онлайн

Респонденты, отобранные по стратифицированной случайной выборке из вероятностной панели, заполняли вопросник онлайн. Участники вероятностной панели рекрутируются в ходе ежедневного всероссийского телефонного (CATI) опроса «Спутник», который проводится по случайной выборке мобильных номеров из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

-

Как бы Вы оценили сегодня влияние Русской православной церкви на различные сферы жизни общества?

(закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции, % от всех опрошенных)

 

Ваша жизнь

 

Духовно-нравственное состояние общества

 

Внутренняя политика

 

Международная политика

 

 

2010*

2012*

2022

2010*

2012*

2022

2010*

2012*

2022

2010*

2012*

2022

Сильное, оказывает существенное влияние

15

14

9

15

15

10

12

12

14

12

10

9

Влияет, но несущественно

36

35

26

43

48

41

32

38

36

30

33

25

Практически не влияет

43

49

55

30

32

38

37

41

35

37

45

48

Затрудняюсь ответить

6

2

10

12

5

11

18

9

15

21

12

18

 

* Опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

Как, на Ваш взгляд, должны строиться отношения между церковью и обществом, государством?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2009*

2012*

2022

Церкви следует заниматься проблемами веры и религии, не вмешиваясь в жизнь общества и государства

27

31

33

Церковь должна влиять на моральную духовную жизнь всего общества, но не вмешиваться в политику и государственные дела

43

44

45

Церковь должна активно участвовать в обсуждении и решении проблем современного общества и государства

16

17

13

Затрудняюсь ответить

14

8

9

* Опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

А как в действительности сейчас складываются отношения между православной церковью и обществом/государством в нашей стране?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2012*

2022

Православная церковь сегодня оказывает недостаточное влияние на жизнь общества и государства, ей следовало бы активнее участвовать в обсуждении/решении важных для страны вопросов

23

12

Православная церковь сегодня строит свои отношения с обществом и государством именно так, как нужно: высказывает свою позицию, когда это действительно необходимо, и не вмешивается в вопросы, ее не касающиеся

43

30

Православная церковь сегодня слишком активно участвует в жизни общества, делах государства, ей следовало бы больше внимания уделять духовным, нравственным вопросам

19

31

Затрудняюсь ответить

14

27

* Опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

Если бы у Вас была возможность повлиять на деятельность православной церкви, ее служителей, что бы Вы в ней изменили?

(открытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

2012*

2022

Ничего не стал бы менять

53

22

Сделать бесплатными услуги церкви (свечи, крещение и т.д.)

3

5

Священникам жить и вести себя скромнее / запретить им предметы роскоши

-

4

Не лезть в политику / образование / науку

1

4

Введение налогов для РПЦ / финансовый контроль

-

3

Больше заниматься духовным/нравственным просвещением / вопросами религии

4

2

Отменить государственную поддержку / отделить от государства

-

2

Быть ближе к народу / заботиться о людях

3

2

Более активное участие в сфере молодежной политики / работа с детьми

2

1

Закрыть/сократить количество церквей

-

1

Перестать навязывать/пропагандировать религию

-

1

Поменять патриарха/епископа / чистка

-

1

Уменьшить кумовство/коррупцию в РПЦ

-

1

Благотворительность / помощь нуждающимся

-

1

Проводить просветительскую/разъяснительную деятельность

1

1

Запретить / разогнать / упразднить

-

1

Ввести предметы религии в школе / воскресные школы

1

1

Другое

1

3

Затрудняюсь ответить

31

53

* Опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

Анна Кулешова
Руководитель департамента издательских программ ВЦИОМ

«Снижение доверия к РПЦ среди религиозных людей — один из удивительных феноменов, ведь казалось, что запас прочности у этого института почти бездонный.

Полагаю, одним из факторов, оказавших негативное влияние, стали современные принципы организации церковной структуры. С одной стороны, они близки по своей сути к закрытым военным учреждениям, то есть там нет достаточной свободы и прозрачности. Вероятно, отчасти этим объясняется, что вопрос “Если бы у Вас была возможность повлиять на деятельность православной церкви, ее служителей, что бы Вы в ней изменили?” вызвал у россиян затруднения, на него не смогли ответить более половины наших сограждан (53%). С тем же успехом можно было бы спросить, например, про улучшение работы отечественных спецслужб.

Наравне с этим, по данным социологических исследований, среднее время исповеди одного человека в храмах РПЦ на территории России составляет 3,9 мин. (4,7 мин. — верхняя граница оценки). Опрошенные священники отмечают, что они попросту не в состоянии запомнить людей, не то что выстроить с ними личные отношения. Еще четыре года назад можно было достоверно сказать, что повышения роста практикующих верующих невозможно ожидать, пока не вырастет соответствующим образом количество священников и не станет возможным формирование “вовлекающего” типа пастырского действия. Нехватка времени влияет не только на формирование религиозной жизни верующих, но и на структурирование пастырских практик самих священников[1].

Если говорить о самих православных верующих, то крайне интересна группа людей, считающих себя православными, но не посещающих церковь. Исследователи[2] отмечают, что такие респонденты отнюдь не чужды религиозности, но посещение храма не значимо для их жизни. Иными словами, классический критерий измерения религиозности в соответствии с посещаемостью храма в их группе не работает. При этом речь идет не об атеистах и не об агностиках. Эти респонденты обнаруживают свой уникальный тип религиозности, фреймированный институциональным православием и христианским учением в целом. Но при этом данная группа ничем, кроме названия, не связана с институциональным православием и даже в каком-то смысле противостоит ему: 10% опрошенных сообщили, что не верят в Бога, 22% убеждены, что они могут быть христианами и без церкви».

 


[1] Емельянов Н.Н. Парадокс религиозности: откуда берутся верующие? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 2. С. 32—48. https://www.doi.org/10.14515/monitoring.2018.2.02.

[2] Маркин К. В. Между верой и неверием: непрактикующие православные в контексте российской социологии религии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 2. С. 274—290. https://www.doi.org/10.14515/monitoring.2018.2.16.


24 ноября 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07