МОСКВА, 14 декабря 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о ценностях и приоритетах в молодежной среде.
Идентичность молодежи |
Молодежь – особая социальная группа, которую отличает высокий уровень социальной мобильности, формирование жизненных ценностей и приоритетов, активный поиск своего места в жизни. Особенностью последних лет и месяцев явилось специфическое сочетание глобализации и изоляционизма. В таких условиях представляет особый исследовательский интерес то, как это отразилось или не отразилось на молодежи. Подавляющее большинство молодых россиян 14-35 лет сегодня идентифицируют себя как граждане РФ – 83% (- 7 п.п. к 2021 г.).
История страны и история семьи |
Три из четырёх молодых людей в России хорошо знают историю своей страны (76%) и историю своей семьи (73%). Признались, что плохо осведомлены об истории России 20% или каждый пятый, а об истории своей семьи – 24%, каждый четвертый. Показатели остаются высокими во всех возрастных группах молодежи, наиболее высокий уровень знаний о стране приходится на группу 18-24 лет – 80%, а о семье - на группу 14-17 лет – 79%. В младшей молодежной группе сохраняется на высоком уровне авторитет старших членов семьи – родителей, бабушек и дедушек, 57% стараются прислушиваться к их мнению и отмечают, что советы родных во многом помогают им. Среди молодежи в целом показатель составляет 44%, треть (32%), напротив, отмечают, что взгляды представителей старших поколений устарели и вряд ли могут помочь с выбором правильных решений (максимум среди 18-24-летних и 30-35-летних – 36% и 35% соответственно). При этом 91% российской молодежи признают важность поддержания теплых отношений со всеми членами семьи (сумма ответов «важно» и «скорее важно»). Максимум отмечен среди старшей молодежной группы 30-35 лет (95%) и молодых людей, проживающих в небольших поселках городского типа и селах (96% vs. 86% среди молодёжи из городов миллионников).
Законы и правила |
Формальные законы и правила имеют для молодежи большее значение, чем неформальные. Большинство 14-35-летних граждан признают необходимость соблюдать требования Уголовного Кодекса и Конституции РФ, даже если они кажутся не совсем справедливыми или устаревшими, - 78% и 74% соответственно. Еще 18% и 19% полагают, что соблюдать нормы Уголовного Кодекса и Конституции необходимо в зависимости от ситуации, не считают для себя обязательным выполнять правила, закреплённые в этих документах только 1-2%. Каждый второй (55%) в зависимости от ситуации готов соблюдать обычаи и традиции, которых придерживается его семья, 19% относятся к этому более серьезно, полагая, что семейные правила обязательны к выполнению в любом случае.
|
Ценностные ориентации и жизненные ориентиры |
В структуре ценностных ориентаций российской молодежи первое место занимают ценности семейные: по 97% назвали важными здоровье членов семьи и безопасность семьи, 96% - отношения в семье; 95% - материальное положение семьи. Далее следует группа ценностей, характеризующих условия по месту проживания: инфраструктура в месте проживания (94%) и возможности для достижения поставленных целей (94%), экологическая ситуация (90%). Экономическая ситуация в стране важна для 89%, полноценный досуг – 83%. В меньшей степени значимыми для молодых россиян оказались ценности личностного развития: перспективы продвижения по карьерной лестнице звучат в ответах 81%, социальный статус – 72%, творческая самореализация – 71%. Нижние строки списка ценностных ориентиров заняли ценности социальные – участие в общественной и политической жизни (52%) и участие в волонтерской и добровольческой деятельности, помощь другим людям (49%).
Важность ценности здоровья подтверждают и следующие данные: 65% молодежи внимательно относятся к своему здоровью, треть признались в обратном (33%). Максимум следящих за здоровьем отмечен в младшей молодежной группе 14-17 лет – 74%.
Топ-3 жизненных ориентиров российской молодежи на сегодняшний день – это высокий уровень благополучия (58%); жить спокойно, работая и заботясь о семье (54%) и возможность приносить пользу своему народу, обществу, активно участвуя в общественной и политической жизни (26%). Изменить мир, внедрить что-то новое хотели бы 17% молодых граждан, а беззаботная жизнь, без мыслей о будущем привлекает 9%, наименее интересным для молодежи оказалось завоевание известности и популярности (6%).
|