МОСКВА, 2 октября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса реальных и потенциальных пользователей услуг МФО по заказу Саморегулируемой организации Союз микрофинансовых организаций «Микрофинансирование и Развитие».
О заемщиках |
Сфера микрозаймов за последние годы заняла прочное место в жизни россиян, предоставляя простой и оперативный доступ к деньгам. Сегодня это уже не нишевый продукт, а важный элемент финансового рынка.
В сравнении с замерами 2023 и 2024 гг. портрет заемщика по ключевым демографическим характеристикам остается в целом стабильным, но на фоне увеличения числа клиентов заметны несколько важных сдвигов. Стала выше доля людей старшего возраста, а также увеличилась доля заемщиков с доходами свыше 100 тысяч рублей и тех, кто занимает руководящие позиции. Все больше клиентов приходит из мегаполисов — растет доля жителей столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, заемщики демонстрируют большую ответственность и осознанность при оформлении микрозаймов, а проблемы с возвратом средств становятся менее распространенными.
Потенциальные заемщики – по-прежнему люди более взрослые, чем реальные заемщики, среди них выше доля людей с высшим образованием и тех, кто оценивает свое материальное положение как среднее.
МФО или банк? |
На протяжении трех лет замеров причины обращения клиентов в МФО изменились мало, но стали рациональнее и осознаннее. Главным драйвером по-прежнему выступает скорость — возможность быстро получить деньги без лишних формальностей. Высоким остается значение простоты: меньше требований к документам, удобство онлайн-оформления и высокая вероятность одобрения удерживают статус весомых аргументов. Часть клиентов приходит после отказа банка, но их доля снизилась за последний год.
Одновременно клиенты МФО стали осмотрительнее: все чаще внимательно читают условия займа, заранее думают о возврате и проверяют репутацию компаний —проверяют информацию о компании из нескольких источников, обсуждают решение с родственниками. Постепенно снижается импульсивность («беру там, где быстрее ответили»), можно сказать, среди заемщиков медленно, но верно растет финансовая грамотность и ответственность при выборе МФО.
Цели заимствования |
За все время измерений структура целей микрозаймов стала более разнообразной, но остается ориентированной на практичные и бытовые нужды. Существенно за это время прибавили медицинские расходы, и ремонт (как автомобилей, так и жилья). Медленно, но растет сегмент займов на образование, личные события (свадьбы, юбилеи), а также на открытие или поддержку бизнеса. Иными словами, микрофинансирование постепенно выходит за рамки «деньги до зарплаты». Одновременно снижается число тех, кто не может четко назвать цель займа, значит использование микрозаймов становится более целевым.
Нелегальное кредитование |
Большинству заемщиков термин «нелегальный кредитор» малознаком: лишь около трети слышали его. Лично сталкивался с ситуациями, которые воспринял как нелегальное кредитование (чаще в виде звонков и рекламы, крайне редко в форме реального займа) каждый пятый.
При этом опрошенные довольно четко понимают, чем отличаются легальные игроки от серых: отсутствие лицензии и регистрации называют главным маркером. Распознают нелегальные схемы не только по формальным признакам, но и по сомнительным практикам: навязчивой рекламе, скрытым платежам, неправомерным методам взыскания долгов, чрезмерным процентам.
При выборе между более высокой ставкой, но легальным статусом и дешевыми, но нелегальными предложениями большинство выбирает надежность: лицензия для заемщиков важнее низкого процента. При этом понимание рисков не гарантирует полного отказа от серых предложений: почти 40% опрошенных не исключают, что могут обратиться к нелегальным кредиторам, причем среди реальных заемщиков процент выше, чем среди потенциальных. Вероятно, опыт реального заимствования делает людей более прагматичными и менее настороженными к рисковым источникам денег.
Биометрия |
Абсолютное большинство опрошенных знакомы с понятием биометрической идентификации, но используют ее пока немногие. Лишь каждый шестой уже имел опыт использования биометрии. Среди реальных заемщиков доля пользователей биометрии почти двукратно выше, чем среди потенциальных.
Готовность использовать биометрию при оформлении займа выглядит неоднозначной: четверо из десяти заявляют, что не готовы проходить такую процедуру, каждый восьмой уже сдавал, а треть готовы попробовать, даже если ранее не сдавали биометрию. Главный барьер для тех, кто еще не сдавал биометрию, — опасения за безопасность данных: страх утечек, взлома и мошенничества. Гораздо реже звучат недоверие к технологии, нежелание передавать личную информацию, опасение излишнего контроля государства. Почти четверть отметили, что их ничего не останавливает от использования биометрии при получении займов.
Автор: Татьяна Смак
«Микрофинансовые организации прочно заняли на финансовом рынке страны свою нишу, основная характеристика которой — скорость выдачи и доступность денег. МФО продолжают искать новые пути развития и все больше уходят в онлайн.
С накоплением клиентского опыта происходит и формирование особой культуры займов. Поэтому меняется и модель пользования микрозаймами. Ранее была распространена практика обращения в МФО «от неизбежности», когда не хватает денег до зарплаты и нужно срочно пополнить кошелёк. Теперь большее распространение получает модель «по требованию», когда при потребности купить что-то в условиях нехватки средств, а мы видим по данным опросов, что сейчас это чаще «покупка бытовой техники, электроники», у населения есть возможность в моменте сравнить в интернете несколько предложений МФО, перечислить себе деньги на карту онлайн и также онлайн совершить покупку. Это, соответственно, приводит и к росту целевого характера использования займов, и к более разнообразной структуре целей займов».
Перейти к странице эксперта