МОСКВА, 5 сентября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с благотворительным Фондом «Обнаженные сердца» представляет данные pro bono исследования, посвященного теме благотворительности в России.
Помощь близким vs. незнакомцам |
В большинстве своем россияне предпочитают помогать тем, кого знают лично. Более половины наших сограждан сообщили, что за последние год-полтора они на безвозмездной основе передавали вещи, товары своим родственникам, друзьям, знакомым; благотворительным фондам такую помощь оказывали значительно реже (53% vs. 32%). Помогали своему окружению финансово за последнее время также 53%, каждый пятый переводил деньги в благотворительную организацию (20%). Примерно столько же опрошенных оказывали адресную помощь нуждающимся, перечисляя деньги непосредственно им (21%). Каждому второму доводилось оказывать различного рода услуги своим близким на безвозмездной основе (52%), делали подобное для благотворительных фондов 9%.
Таким образом, помощь своему окружению (финансовую, в натуральной форме или в виде услуг) в общей сложности оказывали 79% россиян; незнакомым людям — каждый второй (52%).
Уровень доверия — важный фактор вовлеченности в практики благотворительности. Граждане, доверяющие известным им благотворительным фондам и организациям, вдвое чаще россиян в целом оказывают им финансовую поддержку (38% vs. 20%). |
Финансовая помощь: кому и сколько? |
За последние год-полтора треть наших сограждан оказывали финансовую помощь незнакомым людям (33%). Главным получателем их пожертвований были дети (66% среди тех, кто жертвовал деньги): 57% декларируют, что перечисляли деньги детям с тяжелыми заболеваниями, 23% — с особенностями развития, 16% — детям-сиротам. Вдвое меньше благотворителей за этот период оказывали финансовую помощь взрослым (35%); с тяжелыми заболеваниями — 12% и особенностями развития (3%), пожилым людям (18%), военным (3%). Животным помогали 27%, а различным организациям (религиозным, экологическим, правозащитным и пр.) — 18%.
В группе тех, кто за последний год жертвовал деньги незнакомым людям, эта практика носила преимущественно единовременный характер. Каждый второй благотворитель переводил денежные средства путем разового онлайн-платежа по реквизитам или через форму на сайте (50%), средняя сумма финансовой помощи составила 853 рубля*. Треть совершали пожертвования через СМС-сообщения (33%), потратив на это в среднем 285 рублей. Самое крупное пожертвование за последний год они совершали наличными непосредственно получателю (в среднем 1 113 рублей, 32%). Еще 28% приобретали товары или услуги, часть выручки от которых идет на благотворительность, средняя сумма пожертвования таким способом составила 652 рубля. Четверть благотворителей оказывали финансовую помощь через ящик пожертвований (25%, 311 рублей).
Мотивы совершения пожертвований |
Желание почувствовать возможность влиять на ситуацию — основной мотив совершения пожертвований (57% в группе тех, кто жертвовал деньги незнакомым людям). 38% респондентов ответили, что хотят помочь конкретному человеку/организации, каждый пятый хочет чувствовать, что может что-то изменить (21%), 13% — решить общественную проблему. Второй по популярности мотив — воплощение нормативных установок с ориентацией на окружение (55%). Считают, что тем, кто делает хорошие дела, добро возвращается, 37%; 18% — что, добившись успеха, человек должен делиться с другими, 9% — что в современном обществе жертвовать деньги похвально; 7% — что так принято среди людей, которые пользуются их уважением. Для каждого пятого совершение благотворительных пожертвований — это способ наполнить свою жизнь смыслом («хочу быть причастным к чему-то важному» — 17%, «это наполняет мою жизнь смыслом» — 7%). Еще 17% ответили, что им сложно думать о людях, которые испытывают страдания (17%).
Благотворительные организации: доверие и опыт взаимодействия |
Уровень доверия россиян к известным им благотворительным организациям и фондам относительно высокий — в той или иной степени им доверяют 30%. Доля выше среди молодых людей 18-34 лет (40-37%) и россиян, оценивающих свое материальное положение как хорошее и очень хорошее (38%). Показатель также связан с наличием опыта взаимодействия с благотворительными организациями: в группе тех, кто получал любую помощь от НКО и имеет в окружении реципиентов, уровень доверия составляет 41%.
Нет доверия к благотворительным фондам и организациям у четверти наших сограждан (24%). В числе ключевых причин — непрозрачность, бесконтрольность их деятельности (23% среди тех, кто не доверяет), воровство денежных средств (20%), вероятность обмана (15%); каждый восьмой назвал недостаток информации о благотворительных организациях, свою слабую информированность об их деятельности (12%). Не определились со своим отношением к НКО еще 24% — они отчасти доверяют им, отчасти нет. Каждый пятый вовсе не знает подобные организации (19%).
В общей сложности опыт получения любого вида помощи от благотворительных организаций и фондов есть у 11% наших сограждан; 3% ответили, что получали ее сами, 4% — их родственники, 5% — знакомые.
Причины неучастия в благотворительности |
Главным препятствием оказания финансовой помощи благотворительным фондам и организациям россияне считают недостаток денежных доходов (49% в группе тех, кто за последний год не жертвовал деньги незнакомым людям). Вторая по популярности причина — желание помогать лишь знакомым людям (31%). Четверть опрошенных полагают, что решением таких вопросов должно заниматься государство (27%). Недоверие к благотворительным фондам — причина неучастия в денежных пожертвованиях еще для 23%. Каждый седьмой аргументировал его нестабильностью денежных доходов (15%), в то время как 9% предпочитают помогать другими способами.
Что может повысить вероятность денежных пожертвований? Основной фактор — уверенность в том, на что пойдут перечисленные деньги, такой ответ дали 40% россиян. Далее следует получение отчета от фонда об использовании пожертвований (28%). Важны также информация об успешных проектах фонда, его достижениях (23%) и проведение НКО системной работы по решению социальной проблемы на уровне страны, а не отдельных граждан (20%). Еще 16% хотели бы, чтобы фонд решал проблему их окружения или их самих. Каждый восьмой ответил, что вероятность благотворительных пожертвований вырастет в случае организации сбора средств работодателем (12%). Медийная составляющая работы НКО мотивирует россиян гораздо в меньшей степени («фонд представляет известный человек» — 9%, «реклама фонда часто встречается» — 8%).
* Среднее рассчитано на логарифмированной шкале, для сглаживания влияния больших значений переменной. Очистка выбросов не проводилась ввиду отсутствия надежной информации о минимальных и максимальных размерах пожертвований.
«Позитивное влияние работы благотворительных фондов на общество сложно оспорить. Однако для того, чтобы фонды могли достигать своих благих целей, им, как и любой организации, необходимы ресурсы. Предположительно, чем больше будет ресурсов, тем больше помощи фонды смогут оказывать. Именно поэтому вопрос о том, как фонды могут расширить свою поддержку со стороны населения, особенно актуален.
Как можно ответить на этот вопрос? В нашем исследовании мы пошли сразу по нескольким направлениям.
Во-первых, мы постарались выяснить, почему отказываются от финансовой помощи фондам или напрямую незнакомым людям. Как оказалось, наиболее распространенными ограничителями выступают не лень или безразличие, а ограниченные финансовые возможности (49% в группе тех, кто не жертвовал деньги благотворительным фондам или незнакомым людям). Важно отметить, что при оценке возможностей населения необходимо учитывать высокую распространенность практик безвозмездной помощи близким и друзьям, которая также сокращает располагаемые ресурсы для благотворительности. Среди других проблем — предпочтение помогать тем, кого люди знают лично, и желание помогать иными, нефинансовыми способами (31% и 27% соответственно).
Недоверие фондам не вошло в топ-3 причин отказа от финансовой помощи. Хотя этот фактор также довольно выражен (не доверяют фондам 24% всех россиян), однако, по всей видимости, он не главный.
Вторым направлением исследования для ответа на вопрос, как повысить поддержку благотворительных фондов, стало изучение мотивации самих благотворителей — понимание, почему они приняли решение жертвовать деньги.
Чаще всего называли желание помочь конкретному человеку или организации (38% в группе тех, кто жертвовал деньги благотворительным фондам или незнакомым людям). Можно предположить, что для жертвователей представляет ценность, с одной стороны, подробная информация о том, кому и на какие цели будет направлено его пожертвование, а с другой — история получателя.
На втором месте среди мотивов — установка, что тем, кто делает хорошие дела, добро возвращается (37% в группе тех, кто жертвовал деньги). Хочу подчеркнуть, что это не проявление эгоизма или поиска личной выгоды в благотворительности. Скорее это ожидание взаимности. Обычно такие отношения принято искать в ближнем социальном кругу — среди родственников, друзей, а здесь мы видим это на уровне всего общества. Кроме того, такие отношения противопоставляют рыночной экономике, а здесь они существуют параллельно с ней — в том смысле, что респонденты так или иначе включены в обычные экономические отношения. Наконец, интересно и то, что, по всей видимости, эта логика работает! Так, среди тех, кто получал помощь благотворительных фондов сам или получали его/ее родственники или друзья (таких в выборке оказалось 11%), выше доля жертвователей (42% против 31% среди тех, кто не получал помощь) и выше «средний чек» пожертвований (около 1 800 руб. против 1 300 руб. соответственно).
Третьим по распространенности мотивом передачи денег на благотворительность стало желание почувствовать возможность повлиять на что-то, что-то изменить (21% в группе тех, кто жертвовал деньги).
Четвертое направление исследования — попытка ответить на вопрос, что могут сделать сами фонды для того, чтобы повысить готовность людей жертвовать деньги. В лидерах рейтинга различные формы повышения открытости фондов как до момента пожертвования (40% среди всех россиян), так и после — предоставление отчета о расходовании средств (28%). Для 23% важны истории успеха работы фонда, вероятно, не только как подтверждение того, что фонд расходует деньги по назначению, но и как подтверждение возможности фонда влиять на ситуацию. Еще 20% с большей охотой будут жертвовать фондам, которые занимаются системной работой по решению определенной проблемы, а не только помогают отдельным людям. Среди других интересных факторов — готовность поучаствовать в сборе средств для фонда, если таковой будет проводиться работодателем (12%)».