Аналитический обзор
Фото:
Общество

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ГЛАМУРА И «ЛИШНИХ ДЕНЕГ»

Фото:
Коротко о главном
  • 55% опрошенных полагают, что в кризис число благотворителей сократился
  • Тем не менее 47% россиян готовы сами учавствовать в благотворительной деятельности
  • Благотворительность не терпит шума и саморекламы, считают 56% опрошенных
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • 55% опрошенных полагают, что в кризис число благотворителей сократился
  • Тем не менее 47% россиян готовы сами учавствовать в благотворительной деятельности
  • Благотворительность не терпит шума и саморекламы, считают 56% опрошенных

МОСКВА, 7 апреля 2009 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что думают россияне о благотворительности, о том, как скажется кризис на желании людей бескорыстно помогать другим и готовы ли россияне делать добрые дела «за просто так».

Как и три года назад, россияне наиболее склонны думать, что благотворительность должна быть делом каждого человека (63%, с 2006 года доля таких респондентов выросла на 7%), а не только людей состоятельных (33% против 41% в 2006 году). Первую точку зрения чаще разделяют представители среднего слоя и среднего класса (66-67%), вторую - богатые респонденты (50%).

Россияне стали чаще полагать, что благотворительная деятельность должна быть анонимной (56% против 48% три года назад). Реже встречается мнение, что добрые дела должны быть известны окружающим (36% против 44%). Чем выше уровень образования россиян, тем чаще они высказывают мнение, что о благотворительности не стоит «трубить в фанфары» (61% респондентов с высшим или неполным высшим образованием против 44% россиян с начальным или неполным средним образованием).

Поменялись и представления о наиболее приоритетных направлениях благотворительной деятельности. Если в 2006 году наши сограждане думали, что первостепенными являются острые социальные проблемы (50%), а 44% заявляли, что благотворитель сам должен выбирать, на что тратить деньги, то теперь так думают 43% и 50% соответственно.  Первую точку зрения чаще высказывают респонденты с начальным или неполным средним образованием (47%), вторую - обладатели высшего или неполного высшего образования (55%).

Благотворительная деятельность должна быть бескорыстной, считает относительное большинство россиян (43% против 38% в 2006 г.). Реже стали заявлять о необходимости моральной поддержки людей, занимающихся благотворительностью (33% против 40% в 2006 году). И только 18% наших сограждан полагают, что государству следует материально поощрять благотворителей. Последнее мнение несколько чаще распространено среди селян (22%).

Кризис - враг благотворительности, полагают россияне: 55% опрошенных дают прогноз, что количество людей, готовых заниматься благотворительностью, уменьшится, и только 5% считают, что оно увеличится.  28% полагают, что экономическая ситуация не изменит число потенциальных благотворителей.

Падает число россиян, декларирующих готовность лично заниматься благотворительностью: с 55% в 2007 году (34% - безусловно да, 21% - да,  только если такая деятельность будет пользоваться поддержкой и признанием государства и общества) до 47% сейчас (30% и 17% соответственно). Доля тех, кто не готов заниматься благотворительностью, выросла с 31% в 2007 году до 39% сейчас. Наибольшая готовность к участию в благотворительности наблюдается среди россиян моложе 44 лет (51-53%) и респондентов с высокой самооценкой материального положения (62%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 7-8 марта 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07