МОСКВА, 25 декабря 2007 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как отечественные предприниматели оценивают уровень коррумпированности отношений бизнеса и власти в стране, какие способы взаимодействия бизнеса с государственными органами считают наиболее эффективными.
Большинство предпринимателей (56%) оценивают уровень коррумпированности отношений бизнеса и власти как высокий. Противоположной точки зрения придерживаются лишь 12%, и 24% считают уровень коррумпированности в этих отношениях средним.
Наиболее критично настроены представители компаний, работающих в сфере обслуживания, услуг и торговли - в этой группе респондентов средний балл оценок уровня коррупции равен 2,84 балла (по шкале от 1 - «минимальный» до 7 - «максимальный»). Более позитивно ситуацию оценивают предприниматели из сферы промышленности и строительства (3,12 балла из 7 возможных).
Главные причины широкого распространения коррупции, по мнению предпринимателей, таковы: принуждение бизнеса к коррупционным действиям чиновниками, проще говоря, вымогательство (на эту причину указывают 50% предпринимателей), высокая эффективность коррупционных действий по сравнению с законными путями решения проблем (39%), укоренённость коррупции как «нормы жизни» в сознании как предпринимателей, так и населения в целом (32%), а также убеждённость части предпринимателей в том, что нормы закона в принципе не позволяют вести нормальную предпринимательскую деятельность, и чтобы выжить, бизнес вынужден вступать в коррупционные связи с чиновниками (28%).
Среди органов власти, как считают бизнесмены, наиболее коррумпированы правоохранительные органы (это точка зрения 43% респондентов), местные органы власти (39%) и территориальные подразделения таких федеральных ведомств, как налоговая инспекция, пожарная инспекция и т.д. (33%). Чем выше уровень органа власти, тем меньше в нём распространена коррупция: региональные органы власти в числе наиболее коррумпированных инстанций назывались заметно реже, чем местные (20% и 39%), а федеральные органы исполнительной власти - реже, чем региональные (11%). Суды также вошли в список коррумпированных органов (18%). Наиболее же свободны от коррупции, на взгляд бизнесменов, федеральные органы законодательной власти (5%).
Малые предприятия чаще становятся участниками и жертвами коррупции в отношениях с представителями местных и региональных органов власти. О высокой коррумпированности местной власти говорили опрошенные представители 45% предприятий малого бизнеса (33% - крупного бизнеса), региональную власть в этом контексте упоминали 24% (при 15% среди представителей крупных компаний). Крупный бизнес реже жалуется на власть местного и регионального уровня, но несколько чаще - на федеральную законодательную власть (7% при 4-5% в малом и среднем бизнесе).
При этом 47% предпринимателей считают наиболее эффективными в современной России легальные механизмы взаимодействия с властью, такие как лоббизм, участие в политической жизни страны через выборы, финансирование партий и т. д. Меньше тех, кто отдаёт предпочтение нелегальным способам (34%). В сфере промышленности и строительства легальным способам взаимодействия отдают предпочтение чаще (51% против 29%), чем в сфере транспорта и связи (45% против 40%) и, тем более, обслуживания и торговли (37% против 42%).
Среди легальных способов взаимодействия бизнеса и власти большинство предпринимателей (70%) отдают предпочтение личным контактам (лоббизму, не противоречащему законодательству). Лишь четверть респондентов отмечает участие представителей бизнеса в выборных органах власти (26%); еще меньше говорят об участии бизнесменов в работе совместных мероприятий (конференций, круглых столов и т.п.) с представителями власти и местного самоуправления, финансировании партий, работе в бизнес-организаций, в составе консультативных совещательных органов (7-19%).
Опрос 1200 российских предпринимателей (владельцев и топ-менеджеров частных компаний) проведён в сентябре - октябре 2007 г. в 40 субъектах Российской Федерации. Выборка репрезентирует предпринимательское сообщество по отраслевой принадлежности (по трём макроотраслям - промышленность и строительство; транспорт и связь; обслуживание и торговля) пропорционально их доле в экономике страны и по «крупности» предприятий (по числу занятых).