Аналитический обзор
Фото: Depositphotos
Культура

Бесплатный сыр, или россияне о «халяве»

Большинство россиян согласны с народной мудростью о бесплатном сыре, который бывает только в мышеловке.
Фото:
Коротко о главном
  • 84% россиян согласны с народной мудростью «бесплатный сыр бывает только в мышеловке»
  • 17% россиян поступали предложения о бесплатных товарах vs 83% — не поступали
  • Среди тех, кому поступали предложения о бесплатных товарах/услугах, только 25% ими воспользовалась
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • 84% россиян согласны с народной мудростью «бесплатный сыр бывает только в мышеловке»
  • 17% россиян поступали предложения о бесплатных товарах vs 83% — не поступали
  • Среди тех, кому поступали предложения о бесплатных товарах/услугах, только 25% ими воспользовалась

21 сентября 2021 г. ВЦИОМ представляет результаты опроса об отношении россиян к предложениям с бесплатными товарами и услугами.

Сегодня в России различные фирмы и организации предлагают бесплатные товары и услуги по телефону, через СМС и электронную рассылку, соцсети в интернете, почту, раздачу флаеров/купонов на улицах и в торговых центрах.

ВЦИОМ спросил у россиян, поступали ли им предложения о бесплатных товарах и услугах. Подтвердили факт таких предложений 17% опрошенных, чаще респонденты из Москвы и Санкт-Петербурга (30%).

Большинству опрошенных предложения с бесплатными товарами/услугами не поступали (83%), в основном об этом заявляли жители городов-миллионников и городов с численностью менее 950 тыс. жителей (81-88%).

В целом к таким предложениям россияне относятся чаще всего или безразлично (40%), или отрицательно (38%). О положительном и безразличном отношении чаще сообщала молодежь от 18 до 24 лет (34% и 52%), а об отрицательном — поколение старше 45 лет (43-51%).

Каналы поступления предложений о бесплатных товарах/услугах

Самым распространенным источником поступления предложений о бесплатных товарах и услугах является телефон (59%). Чаще таким образом предложения получают россияне в возрасте от 45 лет и старше (68-71%).

Вторым по популярности источником информации являются социальные сети (23%). Доля получающих таким способом предложения выше среди молодежи в возрасте от 25 до 34 лет (50%).

Первую тройку популярных каналов получения предложений замыкают СМС-сообщения (20%). Такие предложения чаще других получает молодежь от 18 до 24 лет (40%).

Менее распространено получение информации о бесплатных товарах и услугах из флаеров (17%), по электронной почте (14%) и из листовок в почтовых ящиках (11%).

Доля потребления и удовлетворенность бесплатным предложением

Среди тех, кому поступали предложения о бесплатных товарах и услугах, каждый четвертый ими воспользовался (25%).

Самые востребованные предложения — медицинские услуги/лекарства: воспользовались ими 18% (чаще поколение старше 60 лет, 51%). Также в топ-3 популярных предложений вошли ювелирные изделия и товары (по 12% соответственно), продукты и косметические услуги (по 10% соответственно).

Предложения о ювелирных изделиях чаще пользуются спросом среди респондентов от 25 до 34 лет (25%). Предложения о товарах больше интересны молодежи от 18 до 24 лет (52%). Бесплатными косметическими услугами чаще пользовались россияне от 45 до 59 лет (24%).

Уровень удовлетворенности бесплатной услугой/товаром. Довольными качеством бесплатного предложения остались 48% респондентов, среди которых выше доля молодежи от 18 до 34 лет (78-85%). Не удовлетворены полученной бесплатной услугой/товаром 25% опрошенных, чаще люди старше 60 лет (60%). Не смогли оценить качество бесплатного предложения 27% тех, кто ими воспользовался.

Причины отказа от бесплатных предложений

Большинство из тех, кому поступали предложения о бесплатных товарах/услугах, сообщили, что ими не воспользовались (75%).

В качестве основной причины называли известное выражение о том, что бесплатный сыр только в мышеловке (25%). Замыкают первую тройку самых распространенных причин высказывания о мошенничестве (22%) и отсутствие доверия (21%).

Также респонденты в качестве мотивов отказа заявляли о ненадобности предлагаемых товаров (18%) и о том, что по итогу нужно заплатить (12%).

Народная мудрость: бесплатный сыр бывает только в мышеловке

Подавляющее большинство россиян считают справедливым утверждение о бесплатном сыре в мышеловке (84%). Не согласились с этим высказыванием 10% респондентов.

4 сентября 2021 г.Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров.

Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

-

Поговорим о бесплатных предложениях различных товаров и услуг. Сегодня в России различные фирмы и организации предлагают по телефону, через СМС, через электронную рассылку, соц. сети в интернете, почту, раздачу флаеров/купонов на улицах и в торговых центрах бесплатные товары и услуги. Под бесплатными товарами и услугами мы понимаем те, за которые ничего не надо платить.

Скажите, в последние два-три месяца Вам поступали такие предложения о бесплатных товарах и услугах или не поступали такие предложения?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Москва и Санкт-Петербург

Города-миллионники

500-950 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

Поступали

17

30

18

12

16

16

12

Не поступали

83

70

81

88

83

83

88

Затрудняюсь ответить

0

0

1

0

1

1

0

Скажите, а из каких источников Вам поступали предложения о бесплатных товарах и услугах чаще всего? Назовите. Вы можете дать несколько ответов

(закрытый вопрос, несколько ответов, % от тех, кому поступали такие предложения)

 

% от тех, кому поступали такие предложения

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

По телефону

59

38

44

48

71

68

Через социальные сети

23

42

50

26

16

10

Через СМС

20

40

18

26

13

19

Из флаеров, которые раздают на улицах и в торговых центрах

17

31

22

17

17

12

По электронной почте

14

16

25

18

9

8

В буклетах, листовках в почтовом ящике

11

2

9

14

8

13

Другое

9

0

6

12

14

7

Затрудняюсь ответить

2

0

0

0

5

3

Как Вы в целом относитесь к таким предложениям бесплатных товаров и услуг: скорее положительно, скорее отрицательно или безразлично?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Скорее положительно

17

34

26

18

14

8

Скорее отрицательно

38

11

24

35

43

51

Безразлично

40

52

47

41

38

34

Затрудняюсь ответить

5

3

3

6

5

7

Скажите, а Вы хотя бы раз воспользовались предложением бесплатного товара или услуги?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кому поступали такие предложения)

 

% от тех, кому поступали такие предложения

Да. воспользовался

25

Нет, не воспользовался

75

Затрудняюсь ответить

0

Вы сказали, что воспользовались предложением бесплатного товара или услуги. Скажите, а что это были за товары/услуги?

(открытый вопрос, до трех ответ, % от тех, кому поступали такие предложения и тех, кто ими воспользовался)

 

% от тех, кому поступали такие предложения и тех, кто ими воспользовался

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Медицинские услуги / лекарства

18

0

0

6

31

51

Ювелирные изделия

12

0

25

13

7

0

Товары

12

52

5

19

10

0

Продукты

10

0

14

10

0

20

Косметические услуги / косметика

10

0

9

8

24

0

Карты банков

7

0

23

5

0

0

Кофе

6

0

9

16

0

0

Бытовые товары и услуги

6

0

0

15

4

8

Юридические услуги

4

0

0

0

12

9

Интернет подписки

3

0

3

9

0

0

Образовательные услуги

2

15

0

6

0

0

Другое

16

55

9

12

22

10

Затрудняюсь ответить

7

0

13

2

6

11

Теперь я спрошу о качестве полученного товара или услуги по бесплатному предложению. Скажите, Вы скорее остались довольны или скорее недовольны качеством полученного товара или услуги, или Вам сложно оценить его качество?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кому поступали такие предложения и тех, кто ими воспользовался)

 

% от тех, кому поступали такие предложения и тех, кто ими воспользовался

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Скорее остался(-лась) доволен(-льна) качеством

48

78

85

38

35

10

Скорее остался(-лась) не доволен(-льна) качеством

25

0

5

21

34

60

Мне сложно оценить качество

27

22

10

41

31

30

Скажите, а почему Вы ни разу не воспользовались предложением о бесплатном товаре, услуге?

(открытый вопрос, до трех ответ, % от тех, кто ими не воспользовался)

 

% от тех, кто ими не воспользовался

Бесплатного ничего не бывает / бесплатный сыр только в мышеловке

25

Это вид мошенничества / обман / лохотрон

22

Не верю / не доверяю

21

Не нуждался / не нужны были товары, которые предлагали

18

В итоге все равно все платное

12

Не хотели / не было времени

6

Некачественные товары и услуги

3

Раздражают / слишком навязчивые

2

Далеко ехать

2

Не было предложений

1

Это реклама / маркетинговый ход

1

Другое

2

Затрудняюсь ответить

0

Народная мудрость гласит: «Бесплатный сыр — только в мышеловке». Как Вы считаете, это утверждение скорее справедливо или скорее не справедливо в отношении предложений бесплатных товаров и услуг?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Всего опрошенных

Скорее справедливо

84

Скорее не справедливо

10

Затрудняюсь ответить

6

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07