Фото: Дина Ётова/Создано ИИ/ТАСС
Экономика

Банки vs маркетплейсов: скидкам быть?

Маркетплейсы — одна из самых массовых потребительских сфер, и семь из десяти россиян пользуются ими регулярно. Инициатива банков лишить покупателей скидок воспринимается как несправедливая и опасная и для потребителей, и для малого бизнеса.
Фото:
Коротко о главном
  • 73% россиян делают покупки на маркетплейсах по собственной оценке.
  • 64% покупателей называют несправедливым предложение крупнейших банков запретить маркетплейсам предоставлять скидки при оплате покупок через их банки.
  • 79% согласны с тем, что от запрета пострадают миллионы потребителей по всей стране.
  • 78% уверены, что запрет приведет к росту цен на маркетплейсах.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 73% россиян делают покупки на маркетплейсах по собственной оценке.
  • 64% покупателей называют несправедливым предложение крупнейших банков запретить маркетплейсам предоставлять скидки при оплате покупок через их банки.
  • 79% согласны с тем, что от запрета пострадают миллионы потребителей по всей стране.
  • 78% уверены, что запрет приведет к росту цен на маркетплейсах.

МОСКВА, 25 ноября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса россиян об отношении к идее крупнейших банков страны запретить маркетплейсам предоставлять скидки при оплате покупок через их банки.

Маркетплейсы давно стали частью экономики страны и частью повседневного финансового поведения россиян. Поэтому любые нововведения в этой сфере коснутся большого числа наших сограждан: семь из десяти с разной периодичностью совершают там покупки.

На таком фоне идея крупнейших российских банков запретить маркетплейсам предлагать скидки при оплате их картами вызывает недовольство у тех, кто активно покупает онлайн. Почти две трети покупателей воспринимают инициативу как несправедливую. Такое мнение подкрепляется содержательными опасениями: по мнению покупателей маркетплейсов, она выглядит как попытка банков ограничить конкуренцию и лишить потребителей выгодных условий. Каждый второй онлайн-покупатель интуитивно считывает в запрете удар по своему кошельку. Большинство уверено, что исчезновение скидок неизбежно приведет к росту цен, ухудшит условия для миллионов покупателей и негативно отразится на малом и среднем бизнесе.

Фактически сформировался общественный консенсус: такого рода ограничения на маркетплейсах воспринимаются как удар по потребителю. Инициатива банков воспринимается как шаг не в интересах людей, а в интересах крупных игроков, который может разрушить привычный баланс в одной из самых важных и привычных потребительских сфер.

Автор: Татьяна Смак

23 ноября 2025 г.

Всероссийский телефонный опрос

1200 опрошенныхВ опросе приняли участие 1200 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,8%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Вы покупаете что-либо на маркетплейсах, то есть в интернет-магазинах, таких как Wildberies, Ozon, Яндекс Маркет и других, и если покупаете, то как часто?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Несколько раз в неделю и чаще

15

Несколько раз в месяц и чаще

40

Несколько раз в год

15

Реже, чем раз в год

3

Не покупают

27

Несколько дней назад крупнейшие банки России — «Сбербанк» «Т-банк», «Альфа-Банк» и «Совкомбанк» — выступили с предложением запретить маркетплейсам предоставлять скидки при оплате покупок через их банки. Как Вам кажется, это скорее справедливое или скорее несправедливое требование со стороны банков?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто декларирует, что делает покупки на маркетплейсах)

Скорее справедливое

13

Скорее несправедливое

64

Затрудняюсь ответить

23

Вы согласны или не согласны со следующими суждениям? Запрет маркетплейсам предоставлять скидки при оплате покупок через их банки...

(закрытый вопрос, один ответ по каждому утверждению, % от тех, кто декларирует, что делает покупки на маркетплейсах)

 

Согласны

Не согласны

Затрудняюсь ответить

От запрета скидок пострадают миллионы потребителей по всей России, для которых товары станут дороже

79

15

6

Запрет приведет к росту цен на товары на маркетплейсах

78

15

7

Запрет негативно скажется на малом и среднем бизнесе, который продает товары на маркетплейсах

71

17

12

Тематический каталог

Эксперты АЦ ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07