МОСКВА, 28 октября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о бабушках и дедушках и их участии в воспитании внуков.
Могут, но не обязаны! |
Бабушки и дедушки — это не только представители старшего поколения, но и, говоря языком науки, важные «агенты социализации». Пока родители трудятся, зачастую именно старшие члены семьи дарят внукам свою любовь, заботу и мудрость. В последние годы «институт бабушек» претерпевал изменения, представители «серебряного» поколения, выходя на заслуженный отдых, не всегда готовы и хотят посвящать себя семейным хлопотам, многие из них ориентированы на самореализацию в других сферах или же спокойный отдых, в том числе от внуков.
Сидеть с внуками или жить для себя? В этом вопросе российское общество разделилось: 51% уверены, что бабушки и дедушки должны стараться как можно больше времени проводить с внуками и помогать в их воспитании, а каждый третий (35%) с этим не согласен, ему ближе позиция «свободных» бабушек и дедушек, которые думают в первую очередь о себе, своей жизни и могут заниматься тем, чем хотят, а не сидеть с внуками. Еще 14% затруднились с ответом.
Довольно неожиданным оказался значительный поколенческий разрыв во взглядах на эту тему. На первый взгляд, за «свободный от внуков» образ жизни должны были бы ратовать сами бабушки и дедушки, однако это не так. Чем старше россияне, тем чаще они говорят о важности воспитания детей бабушками и дедушками: среди старших поколений (застоя и оттепели) такой подход поддерживают 69-75%, и только 12-18% выбирают «индивидуальную» жизнь. Среди зумеров и миллениалов картина противоположная: здесь доминирует ответ «в первую очередь бабушки должны думать о себе» (48-55% vs о внуках — 28-36%).
Объяснений этому может быть несколько: либо с возрастом меняются взгляды на семью и она чаще начинает восприниматься как центральный элемент жизненного опыта, либо это следствие более широких социокультурных изменений в обществе. Например, ориентация на самореализацию и активный образ жизни в старшем возрасте. Изменяется и взгляд на роль женщин, в том числе пенсионного возраста. Женщина шестидесяти лет полвека назад и сегодня — это две совершенно разные женщины: современная бабушка, несмотря на появление внуков, порой еще «только начинает жить». Отчасти это подтверждается и тем, что работающие пенсионеры чаще неработающих говорят, что бабушки и дедушки должны думать о своей жизни (28% vs. 16%).
Традиционный взгляд на роль бабушек и дедушек заметно превалирует на селе (61%), тогда как жители мегаполисов (обеих столиц и миллионников) и крупных городов (500-950 тыс. чел.) довольно часто выбирают модель «свободных» бабушек (39-43%). «Просвещенная» часть общества (с высшим или незаконченным высшим образованием) также чаще других уверена в важности для старшего поколения иметь возможность жить в первую очередь для себя (41%), а не для внуков (44%).
|
В целом в российском обществе пока доминирует традиционный взгляд на роль старшего поколения в воспитании детей. Однако в обществе явно растет запрос на индивидуализм и свободу выбора старшего поколения, особенно среди молодежи, жителей мегаполисов и образованных слоев общества. Это отражает более широкие социальные изменения взглядов — не только на семью, но и на роль старшего поколения в обществе в целом.
И научит, и накормит, и присмотрит… |
Восемь из десяти (83%) россиян в детстве проводили время с бабушками и дедушками. Но так было не всегда, вовлеченность старшего поколения в воспитание внуков усиливается в последние десятилетия: среди зумеров абсолютное большинство говорят о совместном времяпрепровождении с бабушками и дедушками — 98%, среди миллениалов показатель тоже заметно выше (92%), а вот среди старшего поколения радость общения с бабушкой или дедушкой познали примерно половина (55% в поколении оттепели), в поколении застоя — три четверти (74%). Возможно, это связано с тем, что в то время ясли позволяли решить проблему присмотра за детьми «в обход бабушек».
|
Одной из возможных причин роста вовлеченности бабушек и дедушек в воспитание внуков может быть изменение семейных структур. В условиях более напряженного рабочего графика родителей, активного образа жизни работающих людей помощь бабушек и дедушек становится необходимой. Это подтверждается и тем, что чаще всего, по воспоминаниям россиян, бабушки и дедушки присматривали за ними, когда это было необходимо (63%), и такие практики стали особенно популярны именно в последние десятилетия — за зумерами и младшими миллениалами бабушки и дедушки присматривали в 81-84% случаев, в поколении оттепели об этом говорят только 29%. Отчасти это может быть и следствием доступных в советское время ясельных групп — отдать ребенка в сад еще до года тогда было нормой. Сегодня же на фоне популяризации психологии все чаще звучит тезис о важности для ребенка находиться в кругу семьи до трех лет.
На этом «функции» старшего поколения не заканчиваются: больше половины (58%) вспомнили также, что бабушки и дедушки учили их разным трудовым навыкам, готовили им любимую еду (57%), играли и гуляли с ними (52%), каждого третьего (33%) водили на кружки, секции, в школу, то есть осуществляли «социально-бытовой» уход и присмотр.
Культурные «функции» бабушек и дедушек выражены чуть меньше: 39% сообщили, что старшие члены семьи брали их с собой в поездки, 28% посещали с ними театры, музеи. Еще 38% отметили, что бабушки и дедушки помогали им финансово.
Так как зумерам и миллениалам посчастливилось больше других поколений общаться с бабушками и дедушками, то они и чаще отмечали все представленные варианты, например, 68% зумеров бывали в поездках с бабушками или дедушками, столько же получали финансовую помощь от них. В поколении оттепели подобное могут припомнить не более 10-11%.
Другое объяснение роста вовлеченности бабушек и дедушек в воспитание детей: в современном обществе происходит переоценка роли семьи и ценности межпоколенческого взаимодействия. Возможно, современные родители и сами бабушки и дедушки осознают важность создания тесных семейных связей и передачи семейных ценностей. Если сравнить три поколения (зумеры, младшие и старшие миллениалы), можно с уверенностью сказать, что вклад старшего поколения в развитие и воспитание детей стал заметно больше. Например, половина зумеров и младших миллениалов вспоминают, что бабушки и дедушки водили их в музеи, театры (51-52%), среди старших миллениалов — 29%. Кроме того, современное отложенное родительство и ориентация на рождение 1-2 детей приводят к тому, что на одну бабушку в среднем приходится меньше долгожданных внуков, а значит, и времени уделять им можно больше.
|
Что изменилось? |
Сегодняшние родители несовершеннолетних детей в большинстве случаев (81%) отмечают, что их дети проводят время со своими бабушками и дедушками. И «функции» современных бабушек и дедушек в целом мало изменились: они так же присматривают за внуками (67%), готовят им любимые блюда (56%), играют, гуляют, читают с ними книги (54%), обучают разным трудовым и бытовым навыкам (50%), помогают финансово (49%), провожают на кружки и в школу (39%), берут их в поездки (37%), посещают с ними театры, музеи и выставки (30%).
Это подтверждают и сами бабушки и дедушки, которые в 84% случаев участвуют в жизни внуков. По их словам, они при необходимости присматривают за внуками (52%), готовят для них любимую еду (48%), играют или гуляют (54%), учат разным трудовым и бытовым навыкам (47%), помогают финансово (50%), а также водят в школу или на кружки (32%), берут в поездки (33%) или сопровождают на культурных мероприятиях (25%).
Но кое-что все-таки изменилось: современные бабушки и дедушки чаще помогают внукам финансово (49-50% vs. 38%) и реже учат их трудовым и бытовым навыкам (47-50% vs. 58%).
|
Дедушка вам не бабушка! |
Бабушки и дедушки проводят время с внуками по-разному. Во-первых, дедушки чаще говорят, что не занимаются внуками (10% vs. 3% среди бабушек) и, по-видимому, несколько чаще проживают вдали от них (12% vs. 8% среди бабушек). А кроме этого, основную часть ухода за внуками берут на себя все-таки бабушки. Они гораздо чаще присматривают за ними (58% vs. 42% среди дедушек), играют, гуляют и читают книги (60% vs. 43%), готовят им любимую еду (65% vs. 21%), учат разным навыкам (53% vs. 38%), берут в поездки (38% vs. 26%), водят в театры и по музеям (31% vs. 15%), сопровождают в школу и на кружки (39% vs.22%).
Единственное, что бабушки и дедушки делают примерно одинаково часто и что у дедушек стоит на первом месте, — финансовая помощь внукам (47% дедушек и 52% бабушек).
Таким образом, бабушки более активно вовлечены в воспитание внуков как на бытовом, так и на культурном уровне, что отчасти отражает сложившиеся в российском обществе нормы. Тогда как дедушкино участие в жизни внуков в основном складывается из прогулок, присмотра по необходимости и финансовой помощи.
«Активно перемещаясь по стране, молодежь удаляется от места проживания своих родителей. Сначала новообретенная самостоятельность радует, но затем проявляется обратная сторона медали. Особенно явно – когда приходит время обзаводиться собственным потомством. В такой ситуации помощь бабушек и дедушек неоценима. А они – уже далеко! Этот тренд заметен в столицах, где взаимодействие бабушек и дедушек с внуками сводится, в лучшем случае, до визитов во время каникул и отпусков родителей.
Наблюдается и разрыв в представлениях родителей несовершеннолетних детей и тех, кто имеет внуков в возрасте до 18 лет. Если первые чаще заявляют, что представители старшего поколения семьи должны заниматься тем, чем хотят, а не внуками, то трое из четверых бабушек и дедушек как раз и хотели бы как можно больше времени проводить с внуками, участвуя в их воспитании.
Роль старшего поколения в воспитании детей сложно переоценить. Многолетние исследования показывают, что наличие тесной эмоциональной связи с бабушками и дедушками позволяют решать сложные проблемы подросткового возраста – внуки чаще обращаются к ним за поиском решений в неоднозначных ситуациях, которые не готовы обсуждать с родителями. Возможность обратиться за советом к «доверенным лицам» позволяет подросткам и молодежи избегать выбора делинквентных стратегий адаптации, находить оптимальные решения в сложившихся ситуациях.
Наиболее востребованным форматом помощи по факту является присмотр за детьми в случае необходимости. Это важный ресурс, который позволяет молодым людям успешно совмещать самореализацию в качестве родителей с профессиональной деятельностью, поддерживать социальные связи с окружением и т.п. В ходе утилитарного «присмотра» с участием бабушек и дедушек выстраиваются отношения между разными поколениями, осуществляется передача информации о нормах, традициях, истории семьи».