МОСКВА, 25 августа 2009 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, сколько россиян планирует приобрести автомобиль, каким образом и какой именно - «иномарку» или отечественный.
За последние полгода количество россиян, планирующих приобретение автомобиль в течение ближайшего года, увеличилось вдвое (с 3% до 6%): 1% намерены купить машину в течение месяца, 2% - в течение полугода, 3% - в течение года. Возросла и доля россиян, планирующих такое приобретение в ближайшие два-три года - с 8% до 13%. Как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе планируют приобретение автомобиля материально обеспеченные респонденты (13% и 23% соответственно) и те, у кого в семье уже есть более одного автомобиля (10% и 19% соответственно). По сравнению с февралем снизилась доля россиян, которые приобретать автомобиль не собираются (с 85% до 79%, это наиболее низкий показатель за весь период измерения). Не планируют тратить деньги на покупку машины, в основном, малообеспеченные (86%) и те, у кого его нет (81%).
Наши сограждане стали яснее представлять себе то, каким образом они будут расплачиваться за автомобиль - доля тех, кто затруднялся с ответом на этот вопрос, снизилась с 37% в феврале до 21% в июле. Одновременно, возросла популярность покупки в кредит (42% против 36%), хотя 10% намерены одалживаться не в банке, а у родственников и знакомых. Больше стало и тех, кто желает расплатиться за автомобиль наличными и единовременно (с 27% до 37%).
За полный наличный расчет хотят приобрести машину в основном не испытывающие финансовых трудностей респонденты (37-40%), селяне (44%), а так же те, кто решил купить подержанный отечественный автомобиль (59%). Москвичи и петербуржцы, как правило, планируют приобретать автомобиль в кредит (39% - на деньги, взятые в долг в банке, 17% - на деньги, взятые в долг у родственников и друзей). Однако, материально обеспеченные, как правило, собираются кредитоваться в банке (32-34%), а россияне с низкой самооценкой материального положения - у родственников и друзей (13%).
Те, кто в ближайшее время планирует стать автовладельцем, как правило, хотят приобрести новую «иномарку», причем с 2006 года доля таких респондентов выросла (с 19% до 28%). Чуть реже в планы россиян входит покупка подержанной «иномарки» (23%). «Иномарки», как правило, входят в планы тех, кто убежден, что лучше ходить пешком, чем ездить на российской машине (39-48%). Однако, если новое авто, зарубежного производства, хотят купить молодые россияне 25-34 лет (38%), материально обеспеченные (44%), жители столиц (42%), то старая «иномарка» популярна среди малообеспеченных (28%), молодежи (32%) и жителей средних городов (28%).
За последние полгода возросла популярность новых отечественных автомобилей - доля тех, кто намерен сделать свой потребительский выбор в их пользу, с февраля удвоилась (с 12 до 22%). Еще 11% планируют покупку поддержанного отечественного автомобиля. Обладателем нового отечественного автомобиля в основном планируют стать те, кто уверен, что наши машины ничуть не хуже, а иногда даже лучше иностранных (36%), россияне средних лет (36%), селяне (30%), и граждане со средним уровнем доходов и ниже (24-25%). Подержанную российскую машину готовы приобретать в основном пенсионеры (27%), малообеспеченные (13%), селяне (17%) и те, кто считает, что отечественный автомобиль может стать временным транспортом, пока нет денег на «иномарку».
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 4-5 июля 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.