МОСКВА, 23 августа 2006 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какая часть россиян имеет автомобиль, а какая часть собирается его приобрести.
За последние четыре года уровень автомобилизации россиян вырос на треть – с 25 до 37%. Сегодня почти две трети (63%) российских семей по-прежнему не имеют автомашины. У 34% семей он есть, а ещё у 3% автомобилей даже несколько. Среди москвичей и петербуржцев доля автомобилистов еще выше – 42%.
Какими машинами располагают российские семьи? В 59% случаев это отечественные автомобили «со стажем». Подержанными «иномарками» владеют 19% семей, новыми отечественными автомобилями – 16%, и у 8% – новые «иномарки». В Москве и Санкт-Петербурге менее распространены старые отечественные автомобили (41%), но больше доля обладателей «иномарок» – подержанных и новых (33% и 19%).
В течение ближайших трёх лет купить машину планируют 13% российских семей, в том числе 6% на протяжении года и 7% – в течение 2–3 лет. 81% делать этого пока не собираются. Среди москвичей и петербуржцев доля тех, кто не планирует покупать авто в течение трех лет, ниже – 70%.
Что же мы будем покупать? Каждый третий (35%) – новый автомобиль отечественного производства, а среди москвичей и петербуржцев – даже каждый второй (47%). Симпатии остальных распределились поровну (по 19–20%) между новыми иномарками, подержанными иномарками и подержанными отечественными авто. И 7% потенциальных покупателей со своим выбором пока не определились.
Две трети опрошенных, собирающихся приобрести автомобиль, планируют потратить на покупку не более 10 тысяч долларов США: в сумму до 5 тысяч хотят «уложиться» 34% и от 6 до 10 тысяч – 29%. Готовность жителей Москвы и Санкт-Петербурга приобретать дорогие автомобили явно ниже, чем у респондентов из других населённых пунктов: среди столичных покупателей 50% намереваются потратить до 5 тысяч долларов и ещё 33% – от 6 до 10 тысяч. Перешагнуть этот порог готовы 18% потенциальных российских покупателей, в их числе 12% остановились бы на сумме 11–20 тысяч долларов и 6% потратили бы больше.
Среди новых покупателей приобретение машины в кредит не менее популярно, чем за наличные (46% и 44%). Чем выше респонденты оценивают своё материальное положение, тем больше они склоняются к покупке автомобиля за наличный расчёт: среди самых благополучных в материальном отношении такой выбор характерен для 52%, среди беднейших – только 25%.