МОСКВА, 18 декабря 2000 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опросов, проведенных по выборке, репрезентативной для взрослого (18 лет и старше) население России по полу, возрасту, уровню образования, региону и типу населенного пункта.
Автор: А.А. Голов
Мы все чаще сталкиваемся с товарами и идеями, которые пришли в нашу страну из Соединенных Штатов Америки. На сегодняшний день, сравнительное большинство россиян воспринимает этот факт скорее неодобрительно. Таковы данные очередного опроса ВЦИОМ (24-27 ноября, опрошены 1600 человек от 18 лет и старше).
Из взятых почти наугад четырех достаточно известных в сегодняшней России товаров – американские автомобили, сигареты, фильмы и демократия – ни один не был признан большинством опрошенных в качестве хорошего для российских потребителей и российских условий. Только в отношении к американскому автомобилю мнения разделились поровну: число его сторонников и противников одинаково (по 31%). Наименьшее одобрение вызывает у россиян американская демократия. Противников у нее в России сейчас втрое больше (47%), чем сторонников (15%).
Для американской демократии в России сохраняется пока еще значительный резерв ее потенциальной поддержки – это 38% россиян, расценивающих ее неоднозначно или не знающих, что это такое. Примерно на том же уровне резерв поддержки в России для американских автомобилей и сигарет. Но американские фильмы в России уже едва ли могут рассчитывать на рост симпатий со стороны большинства российского населения. Абсолютное большинство (52%) теперь против них, а резерв их поддержки, будущего распространения, сравнительно невелик (27%)
Если делать ставку на молодежь, то перспективы американских товаров в России представляются вполне радужными. И для американских автомобилей, и для американских фильмов, и для американских сигарет. Но только не для американской демократии. Энтузиазм в отношении ее достоинств у россиян почти в любом возрасте заметно ниже, чем к другим американским товарам. Даже в молодежной среде число ее энтузиастов не превышает 21-22%. Как видно, в качестве экспортного товара, американская демократия в России не состоялась, и в обозримом будущем едва ли состоится.
Отношение к американским товарам, по большей части, тесно связано с платежеспособностью россиянина. Для тех, кто может за них заплатить, эти товары достаточно хороши. За исключением американской демократии. Ее сторонников почти одинаково мало при любом потребительском статусе. И если для бедных россиян, чаще всего, все американское не хорошо, то с ростом потребительского статуса картина качественно меняется. Все американское хорошо, кроме американской демократии.
По-разному относятся к американским товарам в электоратах различных политических партий.
Сторонников КПРФ отличает повышенная неприязнь к любому из них.
В электорате “Отечества” — самое негативное отношение к американским сигаретам (“хорошо” — только 10%), даже хуже, чем у коммунистов (18%). И одновременно – самое хорошее отношение к американским автомобилям (43%).
Такая же высокая симпатия к этим автомобилям в электорате СПС (43%). Но здесь высоко ценятся и американские сигареты (34%).
Электорат “Яблока” разделяет с СПС пристрастие к американским сигаретам (37%). Такое пристрастие объединяет сторонников СПС и “Яблока”, и противопоставляет их сторонникам “Отечества”.Но “яблочников” отличает и максимальная симпатия к американской демократии (35%), в то время как сторонники СПС относятся к ней гораздо прохладнее (19%), почти как все (15%). И если американские сигареты тех и других объединяют, то отношение к американской демократии – по большей части разделяет.
Электорат ЛДПР отличается, прежде всего, своим пристрастием к американским фильмам (43%).
Сторонники “Единства” не выделяются на общем фоне всех избирателей ничем. Они — “как все”.