Фото: Дина Ётова/Создано ИИ/ТАСС
Общество

Алименты и их (не)плательщики

Проблема неуплаты алиментов признается нашим обществом одной из важнейших. Поддержку получают практически любые предложения по ее решению.
Фото:
Коротко о главном
  • Среди женщин 19% имеют опыт получения алиментов; среди мужчин 15% — их уплаты.
  • 68% убеждены: алименты нужно платить всегда.
  • 78% считают проблему неуплаты алиментов серьезной для страны.
  • 73% поддерживают создание публичного реестра должников по алиментам, но только 43% верят, что благодаря этому должники станут активнее выплачивать долги.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Среди женщин 19% имеют опыт получения алиментов; среди мужчин 15% — их уплаты.
  • 68% убеждены: алименты нужно платить всегда.
  • 78% считают проблему неуплаты алиментов серьезной для страны.
  • 73% поддерживают создание публичного реестра должников по алиментам, но только 43% верят, что благодаря этому должники станут активнее выплачивать долги.

МОСКВА, 17 февраля 2026 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса россиян о проблеме неуплаты алиментов.

Упрямая статистика

Проблему неуплаты алиментов смело можно отнести к числу трудноразрешимых, она находится на стыке семейных конфликтов, теневой занятости, разнообразных стратегий уклонения и сложностей принудительного контроля. Согласно судебной статистике с 2016 г. по 2022 г., количество осужденных за злостную неуплату алиментов детям выросло почти в полтора раза. В 2024 г. суды рассмотрели 203 094 дела о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей. И хотя в 2024 г. ФССП взыскала задолженность по алиментам на общую сумму 92 млрд рублей, эффективность взыскания алиментных платежей все равно оставляет желать лучшего. Например, в 2022 г. она составила 28,5%, а остаток неоконченных исполнительных производств о взыскании алиментов на начало 2023 г. изменился по отношению к аналогичному показателю 2022 года лишь на 1,5%.

 

 

Любовь прошла, алименты остались

Опыт получения или выплаты алиментов в общей сложности имеют 22% россиян, для большинства же эта тема остается за гранью личного опыта. Те, кто сталкивался, разделены предсказуемо: женщины — получатели, мужчины — плательщики. Почти каждая пятая женщина (19%) получала или получает алименты на детей, 15% мужчин платили или платят алименты.

Пик вовлеченности в тему алиментов приходится на реформенное поколение — россиян 45-58 лет. Это люди, которые уже имеют за плечами опыт разводов, к тому же именно на их жизненный цикл и пришелся рост разводов. Важен и институциональный контекст: в 1968 г. был принят закон «Основы законодательства СССР о браке и семье», который сделал алименты обязательной юридической нормой.

Судя по данным, алименты — довольно конфликтная тема: 55% получателей сталкивались с уклонением от выплат, а 38% плательщиков признают, что и сами порой не выплачивали алименты. То есть проблема уклонения от уплаты алиментов распространена широко.

  • Чем меньше размер населенного пункта, тем выше доля получателей алиментов (14-15% на селе и в небольших населенных пунктах vs 5% в обеих столицах).
  • В Северо-Кавказском округе минимальная доля получателей алиментов среди всех россиян (4%) и максимальная — плательщиков (12%).

 

Платить или нет?

Общественный консенсус по алиментам в России в целом сложился: семь из десяти считают, что алименты нужно платить всегда. В то же время почти треть смотрит на этот вопрос иначе, допуская неуплату. И чем младше россияне, тем менее они категоричны — среди зумеров уже практически половина; ожидаемо менее однозначны в ответах и мужчины, те, кто в основном выплачивает алименты.

Личный опыт тоже влияет: среди получающих алименты восемь из десяти занимают жесткую позицию, среди плательщиков — уже шесть из десяти, и именно среди них выше доля мнения «личное дело каждого». Логика здесь понятная: получатели алиментов несут прямое бремя содержания ребенка, и деньги им нужны регулярно. А те, кто платят, опираются на собственную ситуацию — нехватку денег, траты на новую семью, — все это часто сопряжено с недоверием бывшей супруге, чувством несправедливости, обиды, стремлением контролировать, на что тратятся уплаченные средства.

Проблема — серьезная!

Большинство россиян признают проблему неуплаты алиментов на содержание детей как серьезную для страны (восемь из десяти). Оценка напрямую связана с опытом и позицией по теме. Те, кто получает алименты, воспринимают неуплату как острую проблему (91%), это мнение чаще разделяют и женщины в целом, тогда как плательщики и мужчины несколько спокойнее подходят к вопросу (69 и 70% соответственно).

Наибольшие различия в ответах фиксируются в зависимости от позиции по уплате алиментов в принципе: среди сторонников безусловной уплаты 85% считают проблему серьезной, среди допускающих оправдания — уже 70%, а среди индивидуалистов — уже около 60%, при этом каждый третий в последней группе не видит проблемы вовсе.

А может, договоримся?

В общественном мнении проблема алиментов априори не входит в зону ответственности государства. Каждый второй убежден: решать надо родителям через договоренности, особенно часто так думают мужчины, плательщики алиментов и те, кто никогда не сталкивался с уклонением от уплаты алиментов. Вероятно, россияне воспринимают тему алиментов как продолжение семейных отношений, частное дело, — пока это дело не коснулось их.

Как только появляется негативный опыт, картина меняется, вера в силу договора сильно слабеет. Среди получателей алиментов, столкнувшихся с уклонением, растет запрос на вмешательство судов, приставов и государства, — суммарно более половины. Люди сталкиваются с собственным бессилием, отсутствием рычагов влияния и начинают уповать на внешнего арбитра.

Иными словами, в проблеме неуплаты алиментов государство становится ответственным не заранее, а когда договориться не получилось.

  • Среди плательщиков алиментов, имеющих опыт уклонения от их уплаты, достигает максимума процент возлагающих обязанности по решению проблемы на матерей (9% vs 2 % среди всех россиян).

 

О реестре должников

Большинство россиян поддерживают введение публичного реестра должников по алиментам, в целом идею одобряют семь из десяти, особенно женщины (79%), получатели алиментов и те, кто сталкивался с уклонением от их уплаты (по 84%). Одобрение реестра заметно ниже среди мужчин в целом (65%), тех, кто сам имеет опыт неуплаты алиментов (69%), а также среди сторонников мнения «алименты — личное дело каждого» (уже 51%).

Мотивация поддержки и неподдержки позволяет увидеть разницу в восприятии этого инструмента. Сторонники говорят о давлении на должников, стимуле платить, ответственности и защите детей, а также о прозрачности и удобстве контроля. Противники же почти всегда апеллируют к вмешательству в личную жизнь и конфиденциальности.

Ожидания эффекта от нового реестра тоже разделены: четверо из десяти верят, что должники начнут платить активнее, но суммарно столько же считают, что реестр никак не повлияет на ситуацию или даже будет стимулировать должников уходить в тень. Особенно скептичны плательщики с опытом неуплаты и те, кто считает алименты личным делом каждого: среди них ожидание нулевого эффекта звучит чаще всего, причем становится доминирующим мнением (возможно, знают, о чем говорят, на собственном опыте).

О государственном алиментном фонде

Еще одна обсуждаемая, но пока нереализованная инициатива — государственный алиментный фонд. Суть идеи проста: государство за счет бюджетных средств будет гасить долги по алиментам, а потом разыскивать должников и собирать с них деньги уже с процентами. Поддержка этой идеи среди россиян тоже высокая (семь из десяти за) и это вполне объяснимо. Такое решение позволило бы «закрыть» главную боль: ребенок получает деньги сразу, независимо от того, когда их удастся взыскать со второго родителя. Поэтому максимальная поддержка здесь у получателей алиментов в целом и особенно у тех, кто сталкивался с уклонением, им хорошо знакома ситуация нерегулярных поступлений.

Но даже среди плательщиков алиментов и тех, кто признает уклонение от уплаты, поддержка остается высокой (хотя и чуть ниже, чем у публичного реестра). То есть сценарий, когда платит государство, оценивается так же позитивно, как и когда государство наказывает. Даже если потом государство может прийти к тебе и предоставить счет уже с процентами.

Аргументация близка к той, что звучит относительно реестра: главный конфликт лежит в плоскости государства и частной жизни. Сторонники алиментного фонда говорят языком социальной защиты: забота о ребенке и матери, ответственность за уклонение, помощь государства. Противники — языком приватности: личное дело, дело семьи, разные ситуации.

При сопоставимом уровне поддержки алиментный фонд и реестр отражают один и тот же общественный запрос: государство должно вмешиваться там, где межличностные договоренности не работают, но реестр видится как инструмент публичного порицания, а фонд — как гарантированный минимум и способ сместить конфликт с семьи на внешнего гаранта.


Автор:
Татьяна Смак
Эксперт Аналитического центра ВЦИОМ

24 января 2026 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 24 января 2026 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,6660; минимальный коэффициент ответов (МКО) = 0,0258; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0781.

Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Валерий Федоров
Генеральный директор Аналитического центра ВЦИОМ, декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ

«Проблема неуплаты алиментов стара как мир (первые алиментарные фонды были созданы еще римскими императорами). Но это не делает ее неважной и неактуальной. Наоборот, в условиях все большей недолговечности браков (а шесть из десяти браков, как известно, распадаются в течение пяти лет после заключения) она становится поистине огромным препятствием на пути деторождения.

Как женщине рожать, если нет никакой уверенности в том, что муж ее не бросит, а даже если и бросит, то не прекратит финансово поддерживать ребенка? Именно так стоит вопрос сегодня, но государство пока не решается приступить к по-настоящему эффективному его решению.

Даже паллиативные меры, принимаемые в настоящий момент, получают широкую поддержку. Но значимого эффекта они, увы, не обещают. Рождаемость в нашей стране и мире в целом находится на спаде, так что любые действия по защите интересов ребенка и его матери остаются востребованными.

Проект создания государственного алиментарного фонда, с одной стороны, более чем реализуем в условиях растущей цифровизации, с другой — пользуется широкой поддержкой россиян. Пришло время для настоящего и практического обсуждения этого проекта!»

Перейти к странице эксперта 


17 февраля 2026

Вам лично приходилось или нет сталкиваться с выплатой или получением алиментов на детей или такого не было?

(закрытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Я получал(-а)/ получаю алименты на своих детей

11

1

19

4

9

10

14

11

9

Я получал(-а)/получаю алименты на себя как ребенок или родитель

4

4

5

11

11

3

4

2

0

Я платил(-а)/плачу алименты

7

15

0

0

2

7

12

7

6

Такого не было

77

80

75

84

76

79

70

79

84

Затрудняюсь ответить

1

0

1

1

2

1

0

1

1

Во время получения алиментов Вам приходилось сталкиваться с уклонением от их уплаты или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто получает/получал алименты)

Да

55

Нет

43

Затрудняюсь ответить

2

Вам доводилось или нет по каким-либо причинам не выплачивать алименты?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто платит/платил алименты)

Да

38

Нет

62

Затрудняюсь ответить

0

В жизни бывает всякое, если говорить об алиментах на содержание ребенка, какое мнение Вам ближе?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до1947)

Алименты надо платить всегда, независимо от обстоятельств

68

62

74

52

62

63

67

78

80

В некоторых ситуациях неуплата алиментов может быть оправдана

19

23

15

36

27

19

19

13

7

Платить или нет алименты — это личное дело каждого

10

11

8

9

10

14

11

6

8

Затрудняюсь ответить

3

4

3

3

1

4

3

3

5

В жизни бывает всякое, если говорить об алиментах на содержание ребенка, какое мнение Вам ближе?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Я получал(-а)/ получаю алименты

Я платил(-а)/плачу алименты

Не выплачивал (-а) и не получал(-а) алименты

Алименты надо платить всегда, независимо от обстоятельств

68

81

61

68

В некоторых ситуациях неуплата алиментов может быть оправдана

19

10

21

19

Платить или нет алименты — это личное дело каждого

10

6

16

9

Затрудняюсь ответить

3

3

2

4

Как Вы думаете, проблема неуплаты алиментов на содержание детей для России серьезная или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Очень серьезная

38

29

46

34

41

38

38

37

46

Скорее серьезная

40

41

40

46

37

41

42

40

32

Скорее не серьезная

8

11

5

13

9

10

9

4

5

Совсем не серьезная

3

4

1

2

6

3

3

1

2

Затрудняюсь ответить

11

15

8

5

7

8

8

18

15

Как Вы думаете, проблема неуплаты алиментов на содержание детей для России серьезная или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Я получал(-а)/ получаю алименты

Я платил(-а)/плачу алименты

Не выплачивал (-а) и не получал(-а) алименты

Очень серьезная

38

62

31

36

Скорее серьезная

40

29

38

42

Скорее не серьезная

8

3

9

8

Совсем не серьезная

3

2

7

2

Затрудняюсь ответить

11

4

15

12

Как Вы думаете, проблема неуплаты алиментов на содержание детей для России серьезная или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Алименты надо платить всегда, независимо от обстоятельств

В некоторых ситуациях неуплата алиментов может быть оправдана

Платить или нет алименты — это личное дело каждого

Очень серьезная

38

44

28

26

Скорее серьезная

40

41

42

33

Скорее не серьезная

8

4

16

21

Совсем не серьезная

3

1

3

11

Затрудняюсь ответить

11

10

11

9

А как Вы думаете, кто в первую очередь должен решать проблему неуплаты алиментов?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Матери или тот, кто должен получать алименты

2

1

3

1

1

1

3

2

6

Оба родителя между собой через договоренности

52

58

47

38

51

60

55

49

48

Суды, приставы

19

15

23

35

27

17

16

16

15

Государство

19

18

20

23

16

16

19

23

18

Другое

3

3

3

1

5

3

2

3

4

Затрудняюсь ответить

5

5

4

2

0

3

5

7

9

А как Вы думаете, кто в первую очередь должен решать проблему неуплаты алиментов?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Я получал(-а)/ получаю алименты

Я платил(-а)/плачу алименты

Не выплачивал (-а) и не получал(-а) алименты

Получатели алиментов, которые сталкивались с уклонением от их уплаты

Получатели алиментов, которые не сталкивались с уклонением от их уплаты

Плательщики алиментов, которые имеют опыт неуплаты алиментов

Плательщики алиментов, которые говорят, что никогда не уклонялись от уплаты алиментов

Матери или тот, кто должен получать алименты

2

3

3

2

3

2

9

0

Оба родителя между собой через договоренности

52

43

61

53

35

53

64

59

Суды, приставы

19

23

17

18

27

22

15

18

Государство

19

22

12

19

26

16

3

18

Другое

3

5

4

3

5

4

4

3

Затрудняюсь ответить

5

4

3

5

4

3

5

2

А как Вы думаете, кто в первую очередь должен решать проблему неуплаты алиментов?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Алименты надо платить всегда, независимо от обстоятельств

В некоторых ситуациях неуплата алиментов может быть оправдана

Платить или нет алименты — это личное дело каждого

Матери или тот, кто должен получать алименты

2

3

0

6

Оба родителя между собой через договоренности

52

48

59

70

Суды, приставы

19

20

19

12

Государство

19

22

17

7

Другое

3

4

2

1

Затрудняюсь ответить

5

3

3

4

Недавно в России заработал публичный реестр должников по алиментам. С его помощью любой человек может проверить, есть ли у конкретного гражданина задолженность по алиментам на содержание детей или родителей, а также узнать регион и сумму долга. Вы поддерживаете или нет такое решение?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Скорее поддерживаю

73

65

79

72

75

69

72

75

70

Скорее не поддерживаю

14

19

9

15

18

16

15

8

9

Затрудняюсь ответить

13

16

12

13

7

15

13

17

21

Недавно в России заработал публичный реестр должников по алиментам. С его помощью любой человек может проверить, есть ли у конкретного гражданина задолженность по алиментам на содержание детей или родителей, а также узнать регион и сумму долга. Вы поддерживаете или нет такое решение?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Я получал(-а)/ получаю алименты

Я платил(-а)/плачу алименты

Не выплачивал (-а) и не получал(-а) алименты

Получатели алиментов, которые сталкивались с уклонением от их уплаты

Получатели алиментов, которые НЕ сталкивались с уклонением от их уплаты

Плательщики алиментов, которые имеют опыт неуплаты алиментов

Плательщики алиментов, которые говорят, что никогда не уклонялись от уплаты алиментов

Скорее поддерживаю

73

84

72

71

84

79

69

74

Скорее не поддерживаю

14

7

20

14

7

12

25

16

Затрудняюсь ответить

13

9

8

15

9

9

6

10

Недавно в России заработал публичный реестр должников по алиментам. С его помощью любой человек может проверить, есть ли у конкретного гражданина задолженность по алиментам на содержание детей или родителей, а также узнать регион и сумму долга. Вы поддерживаете или нет такое решение?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Алименты надо платить всегда, независимо от обстоятельств

В некоторых ситуациях неуплата алиментов может быть оправдана

Платить или нет алименты — это личное дело каждого

Скорее поддерживаю

73

79

67

51

Скорее не поддерживаю

14

9

21

31

Затрудняюсь ответить

13

12

12

18

Уточните, почему Вы поддерживаете такое решение

(открытый вопрос, один ответ, % от поддерживающих)

Стимуляция платить / ответственность/ много должников / уклонистов/ должны знать тех, кто не платит алименты / публичное порицание / вызвать стыд/ алименты нужно платить / дети должны быть обеспечены/ дети не должны страдать/ многие не могут добиться алиментов/ помощь женщинам

42

Информационная система по алиментам / узнать о человеке / предостережет женщин / удобно для работодателей/ будет порядок / прозрачность / открытость / честность / справедливость/ поддерживаю/ должны контролировать /будет проще / легче / удобнее

40

Узнать о своей задолженности / сумме долга/ сам плачу алименты

7

Мне не платят алименты / знакома тема

5

Другое

4

Затрудняюсь ответить

2

Уточните, почему Вы не поддерживаете такое решение

(открытый вопрос, один ответ, % от не поддерживающих)

Вмешательство в личную жизнь / должна быть конфиденциальность/ это дело каждого / семейное дело/ ущемление мужских прав/ индивидуальные случаи/ должник сам знает

77

Не вижу в этом смысла / есть другие проблемы/ против/ ничего не изменится/ для этого есть ССП / суд

15

Другое

4

Затрудняюсь ответить

4

Как Вы думаете, такой реестр повлияет на поведение должников по алиментам или нет? Если да, то как именно?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Должники будут активнее выплачивать долги по алиментам

43

43

43

61

36

40

47

40

43

Должники, наоборот, будут активнее скрываться от долгов по алиментам

12

11

12

13

17

9

11

12

6

Никак не повлияет

30

32

29

17

37

40

30

27

22

Затрудняюсь ответить

15

14

16

9

10

11

12

21

29

Как Вы думаете, такой реестр повлияет на поведение должников по алиментам или нет? Если да, то как именно?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Я получал(-а)/ получаю алименты

Я платил(-а)/плачу алименты

Не выплачивал (-а) и не получал(-а) алименты

Получатели алиментов, которые сталкивались с уклонением от их уплаты

Получатели алиментов, которые НЕ сталкивались с уклонением от их уплаты

Плательщики алиментов, которые имеют опыт неуплаты алиментов

Плательщики алиментов, которые говорят, что никогда не уклонялись от уплаты алиментов

Должники будут активнее выплачивать долги по алиментам

43

48

43

43

46

43

24

55

Должники, наоборот, будут активнее скрываться от долгов по алиментам

12

8

9

12

12

12

15

6

Никак не повлияет

30

27

35

31

28

29

41

31

Затрудняюсь ответить

15

17

13

14

14

16

20

8

Как Вы думаете, такой реестр повлияет на поведение должников по алиментам или нет? Если да, то как именно?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Алименты надо платить всегда, независимо от обстоятельств

В некоторых ситуациях неуплата алиментов может быть оправдана

Платить или нет алименты — это личное дело каждого

Должники будут активнее выплачивать долги по алиментам

43

46

43

29

Должники, наоборот, будут активнее скрываться от долгов по алиментам

12

11

13

16

Никак не повлияет

30

28

34

37

Затрудняюсь ответить

15

15

10

18

Сейчас обсуждается идея создания государственного алиментного фонда: государство выплачивает алименты детям и родителям, если неплательщик уклоняется от их уплаты, а затем самостоятельно взыскивает средства с неплательщиков уже с процентом. Как Вы относитесь к такой инициативе?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Скорее положительно

70

65

75

78

67

67

69

73

74

Скорее отрицательно

14

19

10

7

19

18

17

10

10

Затрудняюсь ответить

16

16

15

15

14

15

14

17

16

Сейчас обсуждается идея создания государственного алиментного фонда: государство выплачивает алименты детям и родителям, если неплательщик уклоняется от их уплаты, а затем самостоятельно взыскивает средства с неплательщиков уже с процентом. Как Вы относитесь к такой инициативе?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Я получал(-а)/ получаю алименты

Я платил(-а)/плачу алименты

Не выплачивал (-а) и не получал(-а) алименты

Получатели алиментов, которые сталкивались с уклонением от их уплаты

Получатели алиментов, которые НЕ сталкивались с уклонением от их уплаты

Плательщики алиментов, которые имеют опыт неуплаты алиментов

Плательщики алиментов, которые говорят, что никогда не уклонялись от уплаты алиментов

Скорее положительно

70

78

71

69

83

69

61

77

Скорее отрицательно

14

9

20

14

8

17

29

14

Затрудняюсь ответить

16

13

9

17

9

14

10

9

Сейчас обсуждается идея создания государственного алиментного фонда: государство выплачивает алименты детям и родителям, если неплательщик уклоняется от их уплаты, а затем самостоятельно взыскивает средства с неплательщиков уже с процентом. Как Вы относитесь к такой инициативе?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Алименты надо платить всегда, независимо от обстоятельств

В некоторых ситуациях неуплата алиментов может быть оправдана

Платить или нет алименты — это личное дело каждого

Скорее положительно

70

77

65

42

Скорее отрицательно

14

9

21

39

Затрудняюсь ответить

16

14

14

19

Почему Вы относитесь к этой инициативе скорее положительно?

(открытый вопрос, один ответ, % от тех, кто относится положительно)

Ребенок и мать будут более защищены/ ребенок не должен страдать и остаться без средств к существованию/ ребенок своевременно будет получать алименты

47

Эти люди будут нести ответственность, не будут безнаказанными/ каждый человек обязан обеспечивать своего ребенка

27

У государства больше рычагов взыскать алименты/ государство будет помогать

21

Другое

3

Затрудняюсь ответить

2

Почему Вы относитесь к этой инициативе скорее отрицательно?

(открытый вопрос, один ответ, % от тех, кто относится отрицательно)

Государству не стоит влезать во внутренние дела семьи/ личное дело каждого/ ситуации бывают разные, надо разбираться с каждой отдельно

35

Это приведет к увеличению долгов/ если у человека нет денег на алименты, то как выплатит проценты?

26

Это все не поможет, не решит проблему/ есть судебные приставы, это не для государства

20

Увеличат размер налогов, деньги в фонд пойдут от налогоплательщиков/ открывает возможности для коррупции

13

Другое

1

Затрудняюсь ответить

5

Тематический каталог

Эксперты АЦ ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07