МОСКВА, 6 марта 2006 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как изменились возможности российских женщин за последние 10–15 лет, считают ли россияне 8 Марта праздником для себя лично, собираются ли отмечать этот праздник и что планируют подарить женщинам в этот день.
За прошедшие 15 лет женщинам стало труднее растить и воспитывать детей (считают 71% россиян), уберечься от насилия (68%), найти работу (65%), занять руководящую должность (50%), устроить личную жизнь (49%). Труднее стало также получить желаемое образование и вести домашнее хозяйство, - так считают 46 и 41% опрошенных. Позитивные сдвиги 53% респондентов связывают с увеличившимися возможностями женщин поддерживать своё здоровье и красоту. Относительно возможностей женщин реализовать себя в бизнесе, политике, общественной деятельности мнения неоднозначны: 39% фиксируют улучшения, 36% – ухудшения.
В России женщине совмещать работу и семью трудно, считают 81% респондентов, в их числе 38% полагают, что очень трудно. Лёгким такое сочетание считают 4% респондентов, не легким и не трудным – 13%. Мнение, что совмещать работу и семью женщине в их стране трудно, преобладает не только в России, но и во многих других европейских государствах. Например, в Австрии (62% указывают, что трудно, а 16%, что легко), в Бельгии (50 и 27%), Болгарии (76 и 5%), Германии (68 и 11%), Голландии (45 и 36%), Испании (76 и 18%), Италии (73 и 18%), Украине (79 и 3%), Чешской Республике (83 и 2%). Из 11 стран, где этот вопрос задавался, лишь в одной – в Великобритании – число негативных ответов было немного меньше, чем позитивных (–39 и +43%).
Подавляющее число россиян (87–89%) сейчас, как и год назад, считают Международный женский день своим праздником. Среди мужчин с этим согласны 83%, среди женщин больше – 91%; не согласны 13% мужчин и 8% женщин.
Самый распространённый подарок, который россияне планируют преподнести любимым женщинам в день 8 Марта – это цветы (38%). Немало и тех, кто намерен подарить сувениры, открытки, портмоне и т. п. (29%), парфюмерию, косметику, бижутерию (22%), конфеты (18%), игрушки (9%). Более дорогие подарки – ювелирные украшения, одежду и обувь, бытовые приборы – делаются реже (по 3–4%). Также в женский день 6% опрошенных собираются сделать что-нибудь по дому. А 12% респондентов никому ничего дарить в этот день не намерены.
Отмечать 8 Марта половина россиян планируют дома, за праздничным столом (49%); 17% собираются в гости. Менее характерные места проведения этого праздника - рестораны, клубы, дискотеки (4%), а также театры, концерты, кино (менее 1%), загородные поездки (1%). Ещё не определились, как проведут этот день, 16% опрошенных, а 9% вообще не собираются отмечать этот праздник. Молодёжь18–24 лет, как правило, настроена на более активный отдых, чем респонденты постарше. В самой молодой группе опрошенных отдых дома за праздничным столом пользуется такой же популярностью, как и поход в гости (29 и 26%), ещё 13% собираются в ресторан, клуб или на дискотеку. Кроме того, четверть этой группы (24% – больше, чем в других возрастных группах) ещё не решили, где проведут 8 Марта.
В других странах исследования проводили участники ассоциации “Intersearch”: в Австрии – “KarmasinMotivforschung”, Бельгии – “QuestionsandAnswers”, Болгарии – “MarketLinks”, Великобритании – “ConsumerProfileLtd.”, Германии – “IFAK-Institut”, Голландии – “Survey”, Италии – SWG, Испании – “Eryba”, Чешкой Республике – “Median”, Украине – “ДИАЦ”.