МОСКВА, 25 апреля 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне оценивают личность и политическую деятельность Владимира Жириновского.
Имя Владимира Жириновского вызывает у наших сограждан чаще положительные (48%) или нейтральные (49%) ассоциации, тогда как доля отрицательных характеристик существенно ниже (27%). Жириновского называют правдорубом – 16%, умным человеком – 9%, в то же время отмечают, что он крайне эмоционален – 10% и часто вызывает улыбку – 25%.
В эмоциональном восприятии его личности у россиян позитивные чувства (68%) преобладают над негативными (44%). К Жириновскому питают прежде всего, уважение (25%) и симпатию (22%). Из спектра негативных эмоций чаще всего проявляется недоверие (18%). Равнодушны к нему 17% опрошенных.
Оценивая его деятельность в масштабах страны, 45% говорят, что пользы и вреда он приносит примерно поровну. Те, кто дают более однозначные ответы, чаще оценивают работу Жириновского положительно (22% среди всех опрошенных, среди сторонников ЛДПР – 46%), чем негативно (8%). С одной стороны, его пользу видят в стремлении говорить людям правду (33%), с другой, вред он приносит, по мнению ряда опрошенных, тем, что не воплощает слова в действия (18%). Также некторые называют его скандалистом (26%) и человеком, дискредитирующим образ политика своим поведением (12%).
Большинство наших сограждан (61%) характеризуют Жириновского как самостоятельного политика (обратного мнения придерживается вдвое меньшая доля – 29%). Около половины (46%) признают, что лидер ЛДПР действует в интересах большей части граждан. Доля тех, кто с этим не согласен, составляет 38%. Индекс легитимности данного политика равен 43 п. (из 100 возможных).
Заслуги и достижения Жириновского россиянами оцениваются высоко, однако его политические перспективы им кажутся довольно туманными: 59% опрошенных согласны с тем, что он уже многого достиг, но больших свершений скорее не ждут. 22% твердо заявляют, что перспектив в политике у него нет, и только 8%, напротив, верят, что он сможет добиться большего.
«Медиалогия» проанализировала упоминаемость Владимира Жириновского в российских СМИ за 5 лет. Было зафиксировано более 264 тыс. сообщений. «Пик» упоминаемости приходится на февраль-март 2012 года. СМИ сообщали, что Владимир Жириновский идет на президентские выборы в пятый раз.
Результаты опроса комментирует руководитель Управления мониторинговых и электоральных исследований ВЦИОМ Степан Львов: «Владимир Жириновский за последние несколько лет превратился из возмутителя спокойствия в респектабельного патриарха российской публичной политики. Его резкие высказывания теперь не вызывают восторга у одних и нервной реакции у других, а скорее воспринимаются как ценное и весомое, и, главное – правдивое – экспертное мнение. Несмотря на то, что это мнение продолжает подаваться в излюбленной форме эпатажа. Многими россиянами он продолжает восприниматься как политик, который «вдыхает жизнь» в серую политическую действительность. Главным же достижением Владимира Вольфовича, видимо, является признание того, что он всегда действовал в интересах большинства граждан России. И все же многие полагают, что он достиг пика карьеры, и покорения им новых высот на политическом Олимпе не ожидают».
Индекс легитимности показывает, насколько высокой кажется легитимность того или иного института власти россиянам. Чем выше значение индекса, тем выше оценки легитимности. Индекс строится на основе вопроса «На Ваш взгляд, ... действуют в интересах всего общества или в интересах небольшой группы лиц?», измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 0 до 100. На основании предыдущих исследований ответу «В интересах всего общества в целом» присвоен коэффициент 1, ответу «В интересах широкого большинства» коэффициент 0,875, ответу «В интересах большинства» 0,75, ответу «В интересах меньшинства» 0,25, ответу «В интересах узкого меньшинства» 0,125, ответу «В интересах небольшой группы лиц» 0.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 9-10 апреля 2016 г. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 31 400 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь 2011 – апрель 2016.