МОСКВА, 3 октября 2005 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне относились к объединению Германии 15 лет назад и сейчас, и какие ассоциации вызывает эта страна у наших соотечественников.
В 1990 г. к падению Берлинской стены, как вспоминается сейчас, 32% россиян относились скорее положительно, 8% – скорее отрицательно, а 14% видели в этом и «плюсы», и «минусы». Почти половина опрошенных (47%) не сумели выразить своё мнение: они либо не разобрались в ситуации; либо уже не помнят, что об этом думали; или затрудняются с ответом. Особенно велика доля тех, кто не сформулировал своё прежнее отношение к минувшим событиям, среди молодежи 18–24 лет (72%). Наиболее позитивно восприняли это событие жители Северо-Западного федерального округа, среди которых каждый второй (48%) оценил падение стены скорее положительно и лишь 3% – скорее отрицательно.
Сегодня россияне тоже находят в объединении Германии больше плюсов, чем минусов для России. Соотношение положительных и отрицательных оценок, как и 15 лет назад, составляет четыре к одному (+42% и –10%). При этом каждый второй опрошенный (48%) не имеет определенной точки зрения по данному поводу. Позитивные оценки объединения Германии чаще всего даются жителями Северо-Западного федерального округа (+62% и –5%).
Отношение россиян к Германии за последние 10 лет заметно улучшилось: 43% респондентов стали за это время лучше относиться к Германии, еще 42% заявили, что их отношение к этой стране осталось неизменным. Только 4% отмечают ухудшение своего мнения. Жители Северо-Западного федерального округа относятся к соседнему государству в целом лучше остальных опрошенных: здесь 53% фиксируют улучшение своего мнения о Германии, 40% – сохранение прежнего отношения.
Германия сегодня вызывает у россиян преимущественно позитивные ассоциации. Для 28% россиян она является, прежде всего, олицетворением экономического успеха, страной, чей опыт достоин нашего внимания. Примерно столько же опрошенных (27%) воспринимают Германию нейтрально-позитивно – как обычную европейскую страну. Ассоциации с производимыми там качественными товарами возникают у 22% респондентов. Еще 21% опрошенных отмечают, что им хочется побывать в этой уютной, красивой стране. Среди негативных ассоциаций самая распространённая – восприятие Германии как бывшего агрессора, страны, развязавшей Вторую мировую войну (18%). Сегодня же Германия для России скорее надёжный торгово-экономический партнёр (11%), чем наш извечный враг (3%) или верный сателлит США (4%). Еще ряд ассоциаций (они возникают у 8–10% опрошенных) связан с местом Германии в мире – её лидерством в ЕС, умением защищать свои национальные интересы на международной арене; а также с немецкими философами, поэтами, композиторами.
Молодежь 18–24 лет воспринимает Германию как страну экономического успеха, у которой есть чему поучиться Росси (31%), производящую качественные вещи (27%), страну, где хочется побывать (29%). Старшее поколение россиян (60 лет и старше), признавая, что у Германии есть чему поучиться (24%), все же относятся к ней как к стране, развязавшей Вторую мировую войну (28%), либо же как к обычной европейской стране (23%).