МОСКВА, 31 марта 2005 г. Накануне 10-летия создания Общественного российского телевидения (ОРТ) Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные об отношении россиян к телевидению и отдельным телеканалам. «Первый канал» лидирует среди источников политической информации, но не абсолютно.
Оценивая работу «Первого канала» в настоящее время, большинство респондентов (63%) отмечают, что этот телеканал такой же, как и все, не лучше, но и не хуже. Треть россиян (29%) считают, что он лучший в стране. Никогда не смотрят «Первый канал» 3% опрошенных. Лучше всех о «Первом» отзывается респонденты старшего возраста и с образованием ниже среднего. Что же касается молодежи и людей с дипломами вузов, то здесь оценки уже менее комплиментарные.
«Первый канал» и РТР являются самыми важными источниками политической информации для россиян. По сравнению с 1999 г. доля «поклонников» «Первого канала» снизилась (с 79 до 67%), а у РТР несколько выросла (с 64 до 66%). Считают эти два телеканала не очень важными источниками информации на политические темы по 26–28% опрошенных. Отмечают, что вообще не получают от РТР и «Первого» политической информации лишь 4–5% россиян.
Более половины опрошенных (54% в 1999 г. и примерно столько же – 51% в 2005 г.) относят к важным для себя источникам политинформации еще и НТВ. Еще 32% респондентов, согласно их ответам, черпают сведения о политике из передач этого канала, хотя и не придают этому большого значения, причем доля таких ответов за последние 6 лет возросла вдвое (16% в 1999 г.).
«ТВ-Центр» также постепенно набирает обороты. В 2005 г., по сравнению с 1999 г., с 16 до 25% увеличилась доля тех, кто считает этот канал очень важным источником политической информации, с 23 до 34% – тех, по мнению кого, это не очень значимый ресурс. Одновременно с 56 до 34% снизилась доля россиян, кто, по их словам, вообще не получает информацию от «ТВ-Центра».
За последние шесть лет существенно возросла роль региональных и местных телеканалов. Доля респондентов, рассматривающих их как важный источник сведений по политическим сюжетам, выросла с 35 до 43%. Еще около трети опрошенных (30% в 1999 г. и 33% в 2005 г.) получают от региональных и местных электронных СМИ политинформацию, не считая ее очень важной. На треть снизилась доля респондентов, не извлекающих из региональных и местных телеканалов сведения о политике (с 29 до 20%).