До 2022 года отношения между работодателями и соискателями-выпускниками вузов можно было охарактеризовать как «асимметричный паритет»: работодатели требовали от соискателей (вчерашних выпускников) опыта работы, твердых и мягких навыков. Как правило, опыт и навыки приходилось студентам приобретать за стенами вуза, подрабатывая на старших курсах (диплом сам по себе не гарантировал трудоустройство).
В 2022 году ситуация стала меняться. В 2023 году ВЦИОМ выпустил аналитический доклад о трудоустройстве молодежи. Тогда мы установили, что в России сформировался рынок соискателя, к которому привели долгосрочные структурно-демографические факторы и ситуативные факторы, связанные с СВО. Однако несмотря на дефицит, работодатели были готовы брать не любого соискателя, а «годного»: имеющего если не минимальный опыт работы, то хотя бы портфолио стажировок.
Что изменилось спустя 2 года? Готовы ли работодатели платить больше молодым сотрудникам просто из-за их дефицита? На каких условиях готовы работать сами молодые сотрудники? Какие особенности есть на рынке СПО, и какие – на рынке ВО?
В фокусе нашего доклада в 2025 году четыре группы молодых людей:
старшекурсники вузов | старшекурсники колледжей |
молодые специалисты с высшим образованием (до трех лет опыта работы после получения диплома). | молодые специалисты со средним профессиональным образованием (до трех лет опыта работы после получения диплома). |
Старшие курсы, как правило, готовятся к выходу на рынок труда (по специальности) либо уже работают. Их представления о зарплатных и профессиональных реалиях только формируются, но с ними работодателям придется столкнуться в самом скором времени.
Молодые специалисты находятся в процессе выработки практической карьерной стратегии. Работать у одного работодателя долго и усердно или менять работу до достижения приемлемого результата в плане зарплаты? Работать в тяжелых условиях, соблюдая производственную дисциплину за бОльшие деньги, или предпочесть условную свободу платформенной занятости или сервисной индустрии? Свое дело, пусть даже это маникюр, или работа в найме в поисках причастности к большим проектам со смыслами? Этот выбор тысячи молодых специалистов делают каждый день, и он в том числе определяет, какой будет российская экономика.
Спустя два года мы можем признать, что рынок соискателя с нами надолго. Как с этим быть работодателям? Какие лучшие практики нефинансовой мотивации практикуют в компаниях для удержания молодых специалистов? Стоит ли родителям и абитуриентам в условиях изменения конъюнктуры пренебрегать рабочими профессиями? Об этом данный аналитический доклад.