МОСКВА, 1 октября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса реальных и потенциальных пользователей услуг МФО по заказу Саморегулируемой организации Союз микрофинансовых организаций «Микрофинансирование и Развитие».
Портрет заемщика |
Микрозаймы — неотъемлемый элемент современной экономики, отвечающий потребностям многих людей в быстром доступе к небольшим финансовым средствам. Несмотря ужесточение денежно-кредитной политики в России в последний год портрет заемщика достаточно стабилен.
- Среди заемщиков чаще можно встретить женщин (57%), более четверти находится в возрасте от 35 до 44 лет (29%), каждый второй имеет высшее образование (66%), 66% охарактеризовали свое материальное положение как среднее (+7 п.п. за год). Большая часть заемщиков работают по найму (56%), из них в должности специалиста — 57%. Около половины (55%) состоят в браке, почти столько же отметили, что не имеют несовершеннолетних детей (51%).
- Среди потенциальных клиентов микрофинансовых организаций соотношение мужчин и женщин примерно одинаковое (49% и 51% соответственно), около половины (48%) старше 45 лет, большинство (73%) имеют высшее или незаконченное высшее образование. Шесть из десяти (63%) характеризуют свое материальное положение как среднее, большинство трудоустроены по найму (56%) и чаще (57%) в должности специалиста. Каждый второй (53%) находится в зарегистрированном браке и в 67% случаев не имеет детей до 18 лет.
Быстро и просто |
Основными драйверами выбора МФО в качестве источника финансирования являются — скорость оформления (37%, +9 п.п. за год) и меньшее количество требований к пакету документов (32%, +12 п.п. за год). Около трети (30%, +8 п.п. за год) указали на такой вариант как «отказали в кредите в банке», более четверти (27%, +7 п.п.) выбирают МФО потому, что ниже вероятность отказа. Выросла и привлекательность возможности оформить заем онлайн (27%, +6 п.п. за год).
Среди возможных причин обращения за микрозаймами у потенциальных заемщиков на первое место в этом году вышла низкая вероятность отказов, —сегодня этот вариант набирает 36%, год назад его выбирали 16%, то есть рост более, чем двукратный. Порядок других причин сохранился, но актуальность многих из них выросла: скорость получения займа, меньшее количество требований и документов (по 33%, +9 п.п.), отказ в кредите в банке (23%, +9 п.п.).
Микрозаймы становятся для многих альтернативным финансовым инструментом, более доступным и гибким, чем банки, и потому МФО отчасти компенсируют ужесточение кредитной политики традиционных финансовых институтов.
Доверяй, но проверяй! |
Организация приобретает статус микрофинансовой с момента включения сведений о ней в государственный реестр. Этот реестр представляет собой официальный список всех легально действующих микрофинансовых компаний, поднадзорных Центральному банку. О реестре МФО ЦБ РФ заемщики как текущие, так и потенциальные, осведомлены хорошо: знают о нем 9 из 10 (88% текущих заемщиков и 84% потенциальных). И для большинства опрошенных (71%) важно, чтобы МФО была включена в реестр ЦБ РФ.
Вероятно, именно поэтому половина текущих заемщиков декларируют, что проверяют статус организации, в которой они берут заём (52%), в том числе почти всегда это делает 21%, а 31% проверяют в случае, если не обращались в организацию ранее. Каждый четвертый (25%) отметил, что никогда не проверяет юридический статус МФО. Это создает риски для заемщиков обратиться в нелегальную организацию, не имеющую государственной регистрации.
В целом, заемщики используют широкий арсенал способов проверки МФО. Те, кто проверяют организацию перед оформлением займа, чаще всего, смотрят отзывы в интернете (61%) и реестр МФО на сайте Банка России (54%), каждый третий пользуется информацией на сайте самой организации (33%), каждый пятый (22%) проверяет наличие маркировки сайта в поисковиках. Реже всего опрошенные обращаются за советом к близким (17%).
«Портрет заемщика МФО в очередной раз подтверждает гипотезу, что МФО является полноценным сегментом финансовой системы со своей сформированной целевой аудиторией, для которой важны те сервисы, которых нет в банках. Например, возможность дистанционно и в короткие сроки получить ссуду на небольшую сумму. Учитывая тенденцию к ужесточению требований к потенциальным банковским заёмщикам, версия по активному «перетеканию» клиентов в сторону микрофинансовых организаций выглядит достаточно логичной, однако на практике подобная миграция не выглядит сложившимся трендом. Доля клиентов, которые имеют в своей кредитной истории запись о том, что они являются клиентами банка и МФО, составила 9,6%. МФО в силу изначального другой и отличной от банковской бизнес-модели могут выдавать ссуды тем клиентам, которые не прошли скоринг в банке, однако доля отказов среди первичных клиентов находится на уровне 80%, что не позволяет говорить о том, что МФО готовы выдавать займы всем».