Лидирующим телеканалом в России по результатам исследования ВЦИОМ остается «Первый канал», он сохраняет статус главного канала в России, по мнению россиян. Ему отдают предпочтение 44% опрошенных.
18 декабря на итоговой пресс-конференции ВЦИОМ представлены основные тренды в информационной сфере в 2024 году и ключевые прогнозы на 2025 год.
Итоги 2024.
- Медиа-экспансия ИИ, в том числе применение для создания контента, на 2025 год – это один из основополагающих трендов, который будет менять медиа пространство. ИИ продолжит еще более активно менять работу СМИ, рекламных агентств и маркетологов. Обратная сторона медали - ИИ, вставший на службу мошенникам!
- Максимизация влияния мессенджеров как новостных источников. В 2024 году Telegram и WhatsApp* становятся основными каналами для получения новостей, особенно среди молодежи. Многие новостные агентства создают свои каналы в этих мессенджерах, чтобы быстро донести информацию до аудитории. Примеры включают создание специализированных каналов по темам политики, экономики и культуры, что позволяет пользователям получать актуальные новости в удобном формате. Более того, запрос от общества идет на «обработанный» контент, который уже содержит определенную оценку событий. Похоже, мессенджеры окончательно превратились в главных ньюсмейкеров инфосферы, и Россия здесь идет в авангарде!
- Трансформация телевидения. С ростом потоковых платформ и видеосервисов традиционному телевидению все сложнее конкурировать за внимание зрителя. Самые крупные и качественные каналы еще сохраняют положение. Лидирующим телеканалом в России по результатам исследования ВЦИОМ остается «Первый канал», он сохраняет статус главного канала в России, по мнению россиян. Ему отдают предпочтение 44% опрошенных. Однако растет желание людей, особенно молодых, смотреть контент по запросу, а не по расписанию. Увеличивается количество зрителей, которые предпочитают смотреть контент на альтернативных носителях - например, на телефоне. Линейное ТВ все больше уступает место потоковому. Онлайн-кинотеатры из развлечения для самых богатых превратились в повсеместную реальность.
- На войне как на войне! Продолжилось глобальное усиление регуляторных механизмов по отношению к медиа - как к традиционным, так и к новым. Самый яркий пример – задержание Павла Дурова в Париже. В России власти также усиливают контроль над цифровыми платформами, вводя новые законы и требования к локализации данных для управления информационным полем и недопущению распространения дезинформации и западной пропаганды.
- Русификация видеохостингов. Последний бастион глобального контроля за медиасферой в России – Youtube – пал. Произошло перераспределение аудитории в пользу русских хостингов. Причем не одного, а сразу нескольких. Свои позиции усилили VK Video и RuTube.
Прогнозы
- Локализация медиа-контента. Увеличение доли отечественного кино, сериалов и видео. Потребность в этом очевидна, а прогресс в разных сегментах рынка сильно различается. Есть ощущение что в 2025 г. может произойти прорыв в тех сегментах, откуда западный контент уже ушел, а отечественного явно недостаточно.
- Мода на интерактивный контент. Развитие интерактивных форматов, таких как веб-сериалы, где зрители могут влиять на развитие сюжета, а также использование виртуальной и дополненной реальности. Зрители становятся активными участниками сюжета и могут влиять на происходящее на экране. Такой формат близок молодым пользователям и имеет шансы из экспериментального превратиться в более распространенный и привычный.
- Телеграмм уже не тот! Аудитория самого популярного мессенджера в России достигнет пика и перестанет расширяться. Вслед за бесконечным увеличением числа телеграмм-каналов (сейчас их уже полтора миллиона) нас ждет их сокращение и концентрация, укрупнение.
- Маркетплейсы идут в медиа. Заняв лидирующие позиции в торговле, маркетплейсы начинают тестировать свои медиавозможности и попытаются занять серьезное место на рекламном, развлекательном и информационном рынках.
*WhatsApp принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ (решение Тверского районного суда города Москвы от 21.03.2022 г.)
Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 26-29 ноября 2024 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.