28 апреля Санкт-Петербург стал одной из 11 площадок марафона Знание.Первые, организованного Обществом «Знание» и посвященного 80-летию Победы. В программе принял участие генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров, который поделился с молодежью результатами нового исследования о восприятии победы в Великой Отечественной войне сквозь призму времени, рассказал, как относятся к историческим событиям разные поколения россиян.
Генеральный директор ВЦИОМ, декан Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Федоров специально к юбилею Победы подготовил презентацию нового исследования. Лектор поделился с публикой цифрами и фактами об отношении россиян к Победе, которая 80 лет назад определила будущее нашей страны. Как показало исследование, для 58% опрошенных россиян Победа символизирует национальную гордость и единство, у 35% вызывает глубокие эмоциональные реакции — радость со слезами на глазах, благодарность, уважение и в то же время горечь потерь. Для 24% россиян Победа неразрывно связана с историей, памятью о подвигах и людях, воевавших за будущее, для 18% это в первую очередь победа над фашизмом.
«Что означает победа в Великой Отечественной войне для ныне живущих россиян? На первое место вышла такая идея, что День Победы — это наш символ гордости, национального единства, символ величия нашей страны, её непобедимости, её героизма и патриотизма. Вот главное значение, которое сегодня День Победы имеет для россиян. Это объясняет, почему так широко, так масштабно мы отмечаем этот праздник не только на уровне государства, но и на уровне общества, в семейном кругу», — отметил Валерий Федоров.
Большинство опрошенных (68%) опасаются, что для современной молодежи Победа имеет меньшее значение, чем для других поколений. Как пояснил лектор, для старших поколений Победа символизирует личную историю, историю своей семьи, а для последующих поколений это событие стало больше коллективным переживанием. Россияне помнят Георгия Жукова, Зою Космодемьянскую, Константина Рокоссовского, Александра Матросова и других героев Победы. И абсолютное большинство (98%) считают, что память о Великой Отечественной войне нужно сохранять через образование и культуру, уважение к ветеранам, празднование памятных дат.
«День Победы, как показывает наше исследование, действительно не просто один из длинной череды праздников. Это праздник с большой буквы, он символизирует гордость за нашу страну, наше единство. Он очень эмоционально связывает нас, ныне живущих, с нашими предками, нашим прошлым, нашей великой историей. Память о Победе не уходит, но трансформируется от поколения к поколению — это нормально. Мы знаем наших героев, наших полководцев, летчиков, партизанов, знаем тех, кто пожертвовал собой ради Победы. Мы абсолютно убеждены в том, что память необходимо сохранять и передавать дальше. И празднование Великой Победы — это один из эффективных способов сохранять и передавать эту память, чтить наших героев. Также необходимо сохранять мемориалы, места памяти, активно говорить о тех событиях с молодежью в первую очередь, задействовать все механизмы системы культуры, образования, воспитания. Самое главное — помнить о том, что произошло, и о том, что ни в коем случае не должно повториться», — подвел итоги исследования Валерий Фёдоров.
После выступления школьники и студенты задали множество вопросов о том, какими способами сохранить память и каким будет отношение россиян к Великой Отечественной войне через 20 лет — в год 100-летия Победы.
«Эта память не уйдет, она не исчезнет. Мы смогли через 80 лет протянуть эту связующую нить. Результаты опроса говорят о том, что нужно продолжать, нужно поддерживать память. Я спокоен за нашу страну. Я уверен, что память о войне и о Великой Победе не исчезнет через 20 лет. Это будет по-настоящему грандиозный праздник, который поразит и нашу страну, и весь мир в целом», — считает генеральный директор ВЦИОМ.
Федеральный просветительский марафон Знание.Первые, посвященный 80-летию Великой Победы, проходит с 28 по 30 апреля и охватывает все федеральные округа страны, включая новые регионы. События центральной площадки марафона Знание.Первые транслируются в прямом эфире на сайте Общества «Знание», а также в официальной группе просветительской организации во ВКонтакте. Трансляции с региональных площадок также доступны в окружных сообществах «Знания». Официальный партнер марафона — особая экономическая зона «Алабуга».
Первый федеральный просветительский марафон Знание.Первые был организован в мае 2021 года и стал символом перезагрузки Общества «Знание». За четыре года состоялось восемь марафонов, в которых приняли участие свыше 100 тыс. человек, более 800 выдающихся лекторов из разных сфер, а трансляции набрали более 1 млрд просмотров.