ВЦИОМ недавно провел исследование, где выяснилось, что 20% граждан регулярно занимаются волонтерской деятельностью. Как изменилась эта цифра за последнее время: можно ли говорить о том, что волонтерство в России развивается?
Прежде всего: волонтерство в нашей стране сегодня имеет сугубо положительный имидж. Так было не всегда: в нулевых годах на волонтеров смотрели преимущественно как на бездельников, фриков, мающихся дурью сынков богатых родителей. Поворот начался после московских торфяных пожаров и катастрофического наводнения в Крымске. Затем подключилось государство: был принят закон о волонтерстве, прошел Год добровольца\волонтера, в вузах волонтерство было поставлено на постоянную организационную основу. Большое распространение получило корпоративное волонтерство. Пандемия коронавируса дала следующий импульс расширению охвата добровольной помощью. Самой известной инициативой здесь стала акция «Мы вместе». С началом Спецоперации появились волонтеры, помогающие фронту. Постепенно мы пришли к тому, что волонтер воспринимается, с одной стороны, как герой нашего времени, а с другой – как нормальный, обычный человек, т.е. волонтерить стало нормой. Это и нормально, и престижно. И еще один показательный момент: комитет Госдумы по молодежи возглавляет руководитель Ассоциации волонтерских центров России. Думаю, теперь понятно, почему у 57% опрошенных россиян сегодня есть знакомые, занимающиеся волонтерством. Скажу больше: потенциал волонтерского движения огромен и далек от исчерпания.
Основной причиной, те кто не участвует в волонтерстве, называют - нехватку свободного времени. Ситуация может резко измениться, если будут появляться новые форматы волонтерства, в рамках которых помощь другим оказывается не выходя за пределы привычной человеку социальной роли? Что это может быть?
Сегодня подходы в волонтерстве, безусловно, меняются. Это происходит в том числе благодаря внедрению цифровых технологий. Если еще недавно волонтерская деятельность воспринималась как занятие «после работы», в свободное время, то современные технологии сделали доступными совершенно новые форматы помощи.
Пример - проект «Заступник». Это мобильное приложение для безопасности ребенка и контроля его геолокации. Идея в том, что помощь ребенку, попавшему в беду, может быть оказана в течение нескольких минут! Как это вообще возможно? На помощь приходит волонтерская сеть родителей – пользователей приложения. Скачав приложение, родитель соглашается откликаться на сигналы о помощи чужих детей. Такой подход я бы назвал «адхок» (по случаю), он максимально комфортен - не требует ежедневного и даже ежемесячного вовлечения. Но в момент сигнала опасности тот, кто ближе всего к ребенку, срывается с места и помогает!
Считаю это новой формой волонтерства, родительской взаимопомощи. В данном случае речь о сообществе, которое занимается безопасностью детей в конкретном городе или микрорайоне. Но технологии «шагают» быстро! Уверен, подобный механизм участия и взаимопомощи может быть с успехом масштабирован.
А можете объяснить, почему именно? В чем плюсы?
Первое – сама проблематика. Они максимально близки и понятны людям, что-то ужасное может случиться здесь и сейчас, и это можно предотвратить! Когда появляется успешный опыт таких побед, это оказывает огромное позитивное эмоциональное воздействие на всех участников. Появляются силы и желание идти дальше, решать другие проблемы нашего общества.
Второе: заново выстраиваются горизонтальные связи, которых в современном обществе становится все меньше. Как любой родитель, я хотел бы понимать, что если в критической ситуации моему ребенку потребуется помощь, а меня не будет рядом, - он её незамедлительно получит от проверенных людей, таких же, как я, родителей. А сам я, в свою очередь, готов прийти на выручку любому ребенку. Если это срабатывает – обычно растет «радиус доверия», человек начинает по другому относиться к окружающим.
Третий момент: чтобы делать хорошие дела, оказывается, необязательно кардинально менять свой образ жизни! И нехватка свободного времени перестает быть «отговоркой», мешающей помогать другим. В своей обычной жизни, в привычной социальной роли, ты можешь быть полезен тому, кто попал в беду.
Такие тенденции имеют шансы изменить общество к лучшему и, может быть, как-то значительно повлиять на развитие волонтерства в России?
Есть виды волонтерства, требующие много времени и глубокого вовлечения. И даже настоящего профессионализма! Это, к сожалению, не всегда и не для всех реально. Поэтому многие желающие в добровольчество приходят - и уходят, не успев внести существенного вклада. И сами разочаровываются, и делу не помогают. В общем, все несчастливы. Насколько это фатально? Задача социальных технологов – найти варианты такого совмещения желания и возможности волонтерить, чтобы это давало позитивный эффект для общества и вовлекало все больше участников. В этом нам помогают технологии - не только цифровые, но и социальные. И чем больше будет подобных эффективных решений, тем крепче будет связь между людьми, тем больше острых социальных проблем мы будем решать вместе, тем более здоровым и гуманным будет наше общество.